Флот Новгорода и Москвы

Cреди cлавянских народов было предопределено, что новгородцы должны были стать зачинателями мореплавания и судостроения на Руси. Вследствие умной дипломатии, своего месторасположения и разумных законов князей, Новгород ни разу не подвергался разграблению Золотой Ордой. С каждым прошедшим годом, развивались ремесла, новгородская торговля процветала и расширялась.
В отличие от людей южной России новгородцы изобрели большие корабли для для ведения морских сражений и транспортировки грузов на Балтийском море. Фактически, граждане Свободного Города Новгорода стали известными за счет их достижений на поприще мореплавания. Большие лодьи новгородцев были оборудованы палубами и несли большую угрозу соседям.
Чтобы защищать и усиливать свою торговлю, Новгород был вынужден вести наземные и морские военные действия против шведов и одновременно, отражать частые нападения агрессивных немецких рыцарей.
Для нападения на шведский город Сигтуна в 1187 году, новгородцы использовали флот. Победив в сражении и захватив этот город, новгородцы взяли крупную добычу. Наиболее ценным сокровищем, захваченым при этом, были массивные медные ворота Сигтуны, называемые "Сигтунские Врата", которые до сего дня украшают Софийский Собор в Новгороде.
В начале XIV века новгородские князья снова стали вести военные действия против шведов, на сей раз за право свободно плавать по Балтийскому морю. Для сдерживания шведских набегов, Новгород выстроил крепости около современной Финляндии: в устье реки Вуокса была построена крепость Карела (1310), а в истоке реки Невы - крепость Орешек (1323).
Новгородские лодьи совершали плавания и в Северном Ледовитом Океане (называемом в то время "Студеным морем") и, к концу XII столетия, Новгород владел уже несколькими колониями на Севере - Пермь, Печора и Югорской областью на севере Урала. Новгородские мореплаватели ходили и в Белое Море через устье Северной Двины, где основали первые Российские селения по его побережью. Те поселенцы, кто обосновались в этой области, были известны как Поморы, что означало "[живущие] у моря".
Княжество Московское, тем временем, набирало силу и увеличивалось в размерах. Первое Русское государство было образовано, когда московскими князьями были захвачены окружающие территории в XV и XVI веках. Но, обладая обширной территорией, Москва не имела выхода к морю. После захвата Крымского ханства, оттоманские турки стали преобладающей силой в Черном море. Кроме того, аннексия Москвой Новгорода в 1478 году прекратила монополию Новгородских торговцев и вообще ослабила позицию России в Балтийском море. Не имея портов и военного флота, Москва была неспособна оспорить притязания западных купцов из Англии, Голландии и Германии, которые торговали с Россией.
Великим князем Московским и первым Русским царем Иваном IV (Иван Грозный) в 1552 и 1556 годах были посланы армии, для того, чтобы захватить южные области Волги - Казань (1552) и Астрахань (1556), таким образом обеспечивая Россию выходом к Каспийскому морю. Также Россия захватила город Нарву (в современной Эстонии) около Балтийского моря и, создала так называемый нарвский морской путь, который использовался приблизительно двадцать лет, для транспортировки товаров между Москвой и Балтийкой. Самым большим препятствием для развития торговли в Балтийском море было пиратство, которое сильно ограничивало Балтийскую торговлю.
В ответ на постоянные разграбления судов, шедших по Нарвскому морскому пути, польскими пиратами и пиратами из Гданьска, Иван Грозный завербовал на службу датского мореплавателя, капитана Рода Карстена. Иван IV оплатил вооружение и работы по оборудованию судна и выписал патент датчанину , в котором предоставил ему самые широкие права на пиратство и грабеж любых судов, которые плавают не под флагом Русского царя. Капитан Род служил с замечательным старанием, что привело даже к тому, что король Дании был вынужден делать постоянные заявления, королевским судам Европы, которые были вынуждены вмешаться, чтобы приструнить рьяного датчанина. В 1581 году шведские войска снова захватили Нарву, и торговля по нарвскому морскому пути прекратилась.
В 1555 году Иван Грозный предоставлил торговые привилегии Британским купцам. Они основали Московскую Компанию и начали ежегодно присылать суда в устье Северной Двины. Голландские корабли также начали заходить в Белое Море и Северную Двину, и, в 1584 году, в устье этой реки был основан город Архангельск. Также в конце XVI столетия казаком Ермаком Тимофеевичем были исследованы территории Западной Сибири и присоединены к России.
Наиболее полезным открытием, сделанным европейскими торговцами мехами, к концу XVI столетия было освоение области на северо-западе Сибири, в восточной части полуострова Ямал, назваемого Мангазея.
Поморы достигали на своих судах Мангазеи и добывали там меха уже в начале 1500-ых годов. Они огибали полуостров Ямал, используя для плавания суда, называемые кочами, которые они же непосредственно и изобрели. (Фактически, Поморы открыли и создали огромное количество навигационных методов и устройств, которые приводили в изумление европейских мореплавателей даже в XIX столетии.) К XVII столетию поморами, в районе Мангазеи, были организованы постоянные поселения.
Справка: МАНГАЗЕЯ, русский город в Западной Сибири, на правом берегу р. Таз, в 1601-72. Основатель и воевода (1601-03) В. М. Масальский-Рубец. Название дано по имени местного племени ненцев. Торгово-промысловый центр и порт. Опустошен пожарами, перенесен на новое место (до 1780 г. название Новая Мангазея, ныне село Туруханск райцентр Красноярского края.).