Военно-Морской флот СССР

 

Период послевоенного, полувекового развития Военно-Морского Флота СССР характеризуется наиболее динамичными и бурными процессами. В результате, несмотря на известные взлёты и падения, в СССР был создан флот, которого за всю свою многовековую историю Россия никогда не имела: по боевым возможностям, количественным и, в определённой степени, качественным показателем ВМФ СССР оставил далеко позади флоты традиционных морских держав: Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии и других стран, разделив первое место в мире с ВМС США, обойдя последний по размерам подводного флота, а также в некоторых военнотехнических направлениях своего развития.

Ведущее положение ВМФ СССР прочно удерживалось, например, в таких областях как скорость и глубина погружения подводных лодок; в использовании в кораблестроении нетрадиционных материалов (титан, стеклопластик); в развитии и совершенствовании боевых кораблей с динамическими принципами поддержания всех известных типов: амфибийных и скеговых КВП, самых крупных кораблей на автоматически управляемых подводных крыльях, экранопланов. Советские боевые корабли, как правило, отличаются великолепным дизайном, отличной мореходностью, наивысшей в мире полезной нагрузкой (процент водоизмещения отводимого на оружие и вооружение). Ряд аварий и катастроф кораблей ВМФ СССР (например, гибель «Отважного», авария на подводных лодках К19 и «Комсомолец»), несмотря на трагические последствия, дают основание сделать вывод о высокой живучести кораблей советской постройки.

Бесспорным является и то, что по ряду позиций, в том числе и ключевых, ВМФ СССР уступал флотам западных стран и отставал в своём развитии от общемирового уровня. В этой связи можно упомянуть высокую шумность кораблей (в первую очередь подводных лодок), большие веса и габариты оружия и радиотехнического вооружения, их низкую степень комплексирования, недостаточную универсализацию и т.д. Программная, упорная и целеустремлённая работа по ликвидации этих недостатков в конечном итоге приносила свои плоды, но к абсолютному успеху всё же не приводила.


Большим общим недостатком ВМФ СССР являлась так и неустраненная несбалансированность по классам и типам кораблей, сильное отставание обеспечивающей стационарной инфраструктуры от действительных потребностей флота.