Детальное описание гобелен купить на сайте.
Суда обеспечения системы базирования ВМФ СССР

К судам обеспечения системы базирования в первую очередь относятся: кабельные суда (КБС), киллекторы (КИЛ), портовые ледоколы (ПТЛД), портовые (рейдовые) буксиры (РБ) и плавучие казармы (ПКЗ).
Основным назначением КБС является прокладка, подъём и ремонт подводных кабелей связи. Эти суда обслуживают кабели не только военного назначения. Строительство КБС для ВМФ СССР производилось в Финляндии.

Бурное развитие Северного и Дальневосточного регионов потребовало создание большого КБС (БКБС) для развития системы протяжённых подводных линий связи. Это КБС было спроектировано в конце 50-х годов на верфи Вяртсиля по ТТЗ ВМФ СССР и под наблюдением его специалистов. Грузоподъёмность судна была определена в 2 400 т кабеля и в 270 т прочего кабельного оборудования. Полное водоизмещение БКБС достигло 6 810 т. БКБС был снабжён двумя носовыми 20-ти тонными лебёдками и двумя передвижными лебёдками. Оборудование БКБС позволяло работать на глубинах до 2 500 м. Главная энергетическая установка двухвальная, дизель-электрическая обеспечивала скорость хода более 15 узлов. Головное БКБС было построено в 1962 году и получило наименование «Ингул». Всего до 1978 года на этой верфи было построено 8 БКБС. Причём последние три имели увеличенную грузоподъёмность уже в 2 800 тонн кабеля и несколько большее водоизмещение. После завершения строительства БКБС было принято решение о строительстве малых КБС (МКБС) для прокладки и ремонта подводных кабелей во внутренних морях СССР. МКБС пр.1122 было спроектировано и построено на той же верфи (Вяртсиля). Грузоподъёмность этого судна была более 700 т, а полное водоизмещение достигло 2 145 т. МКБС был снабжён двумя 10-ти тонными лебёдками. Оборудование позволяло работать на глубинах до 1 000 м. Головное судно пр.1122 «Эмба» было построено в 1980 году, а до 1987 года построили ещё 5 МКБС. Последние два имели большую на 10 м длину и полное водоизмещение 2 400 тонн.

Для приёма с берега, перевозки, постановки выборки рейдового оборудования создавались специальные суда с мощным крановым оборудованием - киллекторы (КИЛ). Фактически это мореходные и сравнительно быстроходные плавучие краны. Все КИЛ послевоенной постройки для ВМФ СССР были созданы в ГДР. Первый КИЛ пр.706 был построен на верфи Нептун в 1955 году по ТТЗ ВМФ СССР. Этот КИЛ имел носовой кран грузоподъёмностью 75 т, полное водоизмещение 1 256 т, а скорость полного хода более 11 узлов. Глубина работ допускалась в 40 м. Всего до 1959 года было построено 10 КИЛ этого проекта. Следующий проект КИЛ имел уже кормовое грузовое устройство грузоподъёмностью 115 тонн. Водоизмещение возросло до 3 150 тонн. Глубина работ допускалась уже до 300 м. Головной киллектор КИЛ-1 был построен на той же верфи в 1965 году. Всего до 1976 года по этому проекту было построено 10 КИЛ.

Поскольку во многих случаях номера проектов для всех судов, построенных за рубежом, назначались уже после их принятия в состав ВМФ, то очень часто в качестве номера проекта использовали строительный номер головного судна. Это широко использовали в своём обиходе специалисты по проектированию, а вышестоящие органы потом это узаконивали. Поэтому КИЛ-1 в широком обиходе получил номер проекта 145, что фактически соответствовало строительному номеру головного судна. В середине 80-х годов началось строительство последней серии КИЛ ВМФ СССР пр.141. Максимальная грузоподъёмность кормового кранового оборудования составила 150 тонн, полное водоизмещение достигло 5 250 тонн. В отличие от предшественников, этот КИЛ мог обеспечить базирование (кратковременное) автономных подводных аппаратов массой до 70 тонн. Таким образом, этот КИЛ мог быть использован в какой-то мере и как поисковое спасательное судно. Всего до 1991 года удалось построить 9 КИЛ этого проекта.

Важным средством обеспечения нормального функционирования отечественных военно-морских баз (ВМБ) были и остаются портовые ледоколы Это вызвано тем, что на всех флотах имеются ВМБ с замерзающей в зимнее время акваторией. Поэтому по ТТЗ ВМФ в ЦКБ «Айсберг» в конце 50-х годов был разработан проект малого ледокола, получившего номер 97. Этот ледокол был предназначен для работы в портах, по проводке кораблей и судов в припортовых водах и для морской буксировки кораблей. Полное водоизмещение ледокола составило 2700 т. Главная энергетическая установка дизель-электрическая, трёхвальная. Два вала в корме и один в носовой оконечности (носовой винт используется в основном при работе во льду). Скорость полного хода на «чистой» воде 14.5 узлов. На ледоколе было предусмотрено оборонительное вооружение: одна 57-мм артустановка ЗИФ-31 и один 25-мм автомат 2М-ЗМ. По этому проекту на Ленинградском Адмиралтейском объединении в 1960-61 годах было построено 4 ледокола (один был передан ММФ и с него было снято вооружение). В дальнейшем строительство ледоколов производилось по изменённому проекту 97А. Основное отличие от основного проекта 97 заключалось в отсутствии оборонительного вооружения. По этому проекту с 1962 по 1971 год было построено 15 ледоколов. Все, кроме одного, позже были переданы ММФ.

Наконец, один ледокол был построен по пр.97Б как ГС. Его полное водоизмещение достигло 3480 тонн. На этом судне носовой винт был снят, а в корме была оборудована площадка для вертолёта Ка-25. Это ледокольное ГС находится в составе ВМФ и поныне.

Для использования на рейдах и в гаванях строилось значительное количество рейдовых буксиров (РБ) различных проектов. Наибольшее количество РБ было построено с 1962 года до середины 80-х годов по пр.737 (около 20 единиц) и по пр.498 (построено более 280 единиц, из них до 100 единиц для ВМФ). Наконец, для обеспечение жильём личного состава в пунктах базирования (в том числе и рассредоточенного базирования) за 1961-86 годы было построено около 60 несамоходных плавказарм (ПКЗ) по нескольким проектам. Последние ПКЗ пр.688 были построены в конце 80-х годов. Все они были построены в Финляндии на верфи Валмет. Всего с 1945 по 1991 год для ВМФ СССР было построено 13 КБС, 29 КИЛ, 20 ледоколов, около 120 РБ и 60 ПКЗ