Дизельная подводная лодка Проект 641Б «Сом»
Страны под флагом которых служил: СССР
Год списания с флота: 1995-1996 гг
Водоизмещение (надводное/подводное): 2770 м/3600 м
Размеры:
длина -
90,2 м
ширина - 8,6 м
осадка - 5,7 м
под водой - при скорости хода, 2,5 уз - 450 миль
Силовая установка: дизель-электромоторная схема энергоустановки, мощность энергетической установки 5700 л.с.
Вооружение: торпедное: кол-во и калибр НТА, мм — 6 х 533, боезапас (тип) торпед — 24 (ТЭСТ-71М и 53–65М или 53–65К), ПУТС — «Ленинград-641Б».
Глубина погружения:
рабочая -
240 м
предельная - 300 м
Экипаж: 78 (17) чел

 

Дизельная подводная лодка Проект 641Б «Сом»

Модификация проекта 641 — большая торпедная подводная лодка пр. 641Б была спроектирована в ЦКБ МТ «Рубин» и представляла третье поколение советских послевоенных ДПЛ. Главным конструктором был З. А. Дерибин, главным наблюдающим от ВМФ капитан 2 ранга В.А. Маршев, а затем капитан 2 ранга И.А. Коцюбин.

Классифицировалась как большая подводная лодка и предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника при действиях на океанских и морских коммуникациях. Относилась к промежуточному типу между ПЛБ второго и третьего поколений.

ДПЛ проекта 641Б создавались с использованием энергетического оборудования ранее строившихся ДПЛ проекта 641, для которых характерна дизель-электромоторная схема энергоустановки (с дизелями на линии вала, как на ПЛ послевоенной постройки). Вместе с тем на ПЛ проекта 641Б впервые на отечественных ДПЛ установлено современное РЭВ (комплексы НК, ГАК, а также БИУС). ПЛ оснащены автоматизированными системами управления кораблем и его техническими средствами. На ПЛ внедрены средства и мероприятия по акустической защите (противогидролокационными покрытиями облицован наружный корпус, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты механизмов и др.) Улучшены условия обитаемости экипажа ПЛ. Весь личный состав корабля обеспечен постоянными спальными местами — офицерский и старшинский состав размещен в каютах, рядовой — в кубриках. Эти лодки имели корпус, более приспособленный к плаванию под водой, чем у ДПЛ проекта 641. В остальном они отличались от базового проекта 641: аккумуляторными батареями повышенной емкости, лучшими условиями обитаемости и более современным радиотехническим вооружением. Носовые горизонтальные рули убирались в корпус.

ДПЛ проекта 641Б являлась двухкорпусной лодкой, с развитой надстройкой, имевшей возвышение в носовой оконечности (которое служило обтекателем для ряда антенн ГАК, обеспечивало лучшие мореходные качества в надводном положении и снижало уровень шумов в подводном положении), с ожевальной оконечностью легкого корпуса. Цилиндрический прочный корпус с оконечностями в виде усеченных конусов изготовлялся из стали толщиной 22–35 мм и делился прочными переборками на семь отсеков. Главный балласт размещался в десяти цистернах, значительная часть которых была оборудована кингстонами и использовалась в качестве топливно-балластных.

ДПЛ проекта 641Б, в отличие от ранее строившихся отечественных ДПЛ, имеет только носовые ТА, увеличенный торпедный боезапас, устройство быстрого заряжания и автоматическую систему управления стрельбой.

В период с 1973 г. по 1982 г. ВМФ СССР передали 18 кораблей пр. 641Б. Все они были построены на ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком. После спуска на воду лодки заводили в транспортные доки и по внутренним водным путям переводили к постоянному месту службы, где они проходили государственные испытания. В процессе проведения среднего ремонта две ПЛ оснастили ГПБА «Пеламида» (одна из них Б-437).

ДПЛ проекта 641Б несли боевую службу в различных районах мирового океана. Из боевого состава флота ПЛ были выведены до 2001 года, в основном, в 1995–1996 гг. Оставшиеся в строю ПЛ проекта 641Б в настоящее время находятся в ремонте.

Б-380 «Горьковский комсомолец»
В 1981 году заложена на заводе «Красное Сормово» в Горьком.
В 1982 году спущена на воду.
30 декабря 1982 года вошла в строй.
В 1983 году включена в состав КЧФ.
Получила наименование «Горьковский комсомолец».
В 1990 году входила в состав 153 БрПЛ 14 ДиПЛ КЧФ, с базированием на Южную бухту г. Севастополя, требовала капитального ремонта.
В 1991 году поставлена к причальной стенке Севморзавода (СРЗ № 91) для капитального ремонта.
В декабре 1991 года снято наименование «Горьковский комсомолец».
В апреле 1996 года планировалась к передаче Украине, однако из-за плохого технического состояния правительство Украины отказалось от ПЛ.
До мая 2000 года простояла в Южной бухте Севастополя.
В июне 2000 года Правительство России приняло решение о восстановлении ПЛ. Поставлена в ремонт.