Подводные лодки проекта 651
Страны под флагом которых служил: СССР
Год списания с флота: В конце 80-х — начале 90-х
Водоизмещение (надводное/подводное): 3174 т/4137 т
Размеры:
длина -
85.9 м
ширина - 9.7 м
осадка - 6.9 м
Скорость хода: 16-19 узлов/14 узлов (до 18 с САБ)
Силовая установка: Дизель-электрическая, двухвальная. 2 главных дизеля 1Д-43 по 4000 л.с., 2 электромотора ПГ-141 по 3000 л.с. вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л
Вооружение: Торпедно- минное вооружение носовые ТА 6x533 мм; кормовые ТА 4x400 мм Ракетное вооружение 4 крылатые ракеты П-5, П-6 или П-500 4K-80 «Базальт»
Глубина погружения:
рабочая -
240 м
предельная - 300 м
Экипаж: 82 человека

Подводные лодки проекта 651

серия советских дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960—1968 годах было построено 16 субмарин проекта. В конце 80-х — начале 90-х все лодки были списаны, большинство из них пошло на слом. Развитием проекта стали атомарины проекта 675.

История

Эти лодки — единственный проект советских ДПЛ, изначально разработанный для оснащения крылатыми ракетами, а не переделанный из многоцелевой ПЛ.

Корпус

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделяется на 8 отсеков:
Носовой торпедный отсек;
Жилой/аккумуляторный отсек;
Ракетный/аккумуляторный отсек;
Отсек управления;
Жилой/аккумуляторный отсек;
Отсек с дизелями и дизель-генератором.
Отсек электромоторов;
Кормовой торпедный отсек.

Лёгкий корпус у первых лодок выполнялся из маломагнитной стали, но после нескольких лет эксплуатации в металле корпуса были обнаружены трещины, потому для последующих кораблей проекта вернулись к обычной стали. Начиная с восьмого корабля проекта, К-81, лёгкий корпус покрывался звукоизолирующим слоем из резиновых панелей толщиной 50 мм.

Силовая установка

Дизель-электрическая, двухвальная. 2 главных дизеля 1Д43 по 4000 л.с. 2 главных эл.двигателя ПГ-141 по 3000 л.с. Вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л.с 2 эл.двигателя зконом.хода по 150 л.с. Аккумуляторная батарея типа САБ 30/3 или 48СМ

Размещение экипажа

Условия обитания были существенно улучшены по сравнению с предыдущими проектами: весь личный состав обеспечивался спальными местами. Жилые помещения разместились в 1, 2 и 5 отсеках. Лодки были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, кондиционирования, фреоновой системой охлаждения воздуха. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса.

Вооружение

Основным вооружением проекта были 4 крылатые ракеты П-5 (SS-N-3 Shaddock) для стрельбы по неподвижным береговым целям, или ракеты П-6 (тоже SS-N-3 Shaddock) для стрельбы по кораблям. Ракеты размещались в контейнерах вне прочного корпуса лодки, перед ограждением рубки и за ним. Перевооружение лодки с одного типа ракет на другой занимало около двух суток. Старт ракет осуществлялся только в надводном положении. Во избежание задымления воздухозаборников задних ракет выхлопными газами от старта передних произвольный порядок пуска ракет не допускался. Первыми стартовали задние ракеты.

Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм без запасных торпед и с рабочей глубиной от перископной до 100 м, а также 4 кормовых торпедных аппаратов калибра 400 мм с боезапасом в 12 торпед и глубиной стрельбы до 250 м. Кормовые ТА предназначались для подводной самообороны корабля от атакующих субмарин противника. Из-за того, что дальность полёта крылатых ракет П-6 превышала возможности системы целеуказания лодки, была применена специальная система «Успех-У», принимающая данные по наведению с самолётов-корректировщиков.