Дизельная подводная лодка Проект 615
Страны под флагом которых служил: СССР
Год списания с флота: нет данных
Водоизмещение (надводное/подводное): 392 т
Размеры:
длина -
56,6 м
ширина - 4,44 м
осадка - нет данных
Скорость хода: 16 узлов/15 узлов
Дальность плавания:
над водой -
3150 миль
под водой - 56 миль
Силовая установка: Дизель М-50 -мощность 900 л.с. при 1600 об/мин; дизель 32Д мощностью 900 л.с. при 675 об/мин; электродвигатель ПГ-106 мощностью 68 л.с. при 290 об/мин
Вооружение: торпедное: 4 533 мм ТА (без запаса); артиллерийское: 25 мм 2М-8.
Глубина погружения:
рабочая -
100 м
предельная - 120 м
Экипаж: 29 чел

 Дизельная подводная лодка Проект 615

Работы над ПЛ с единым двигателем для надводного и подводного хода, в качестве которого использовался дизельный двигатель (для его работы в подводном положении на ПЛ имелись запасы кислорода и химического поглотителя известкового типа) начались в СССР еще в 30-х под руководством С.А. Базилевского. В 1941 году была построена опытная ПЛ М-401 (проект 95) которая испытывалась на Каспийском море и была принята в состав ВМФ СССР в 1946 году. В 1948 году за создание новой энергоустановки для ПЛ группе специалистов была присуждена Сталинская премия II степени. В 1946 году по постановлению правительства в ЦКБ-18 начались работы по созданию опытной ПЛ проекта 615. Главным конструктором был назначен А.С. Кассациер. Заложенная в 1950 году на ССЗ «Судомех она вошла в состав ВМФ в 1953 году и получила тактический номер М-254.

По конструкции М-254 была полуторакорпусной. Прочный корпус изготавливался из стали марки СХЛ-4. Все соединения выполнялись сварными за исключением ряда съемных листов, которые устанавливались на заклепках. Ограждение боевой рубки (набор и обшивка) имело клепаную конструкцию и выполнялось из дюралюминия.
связанным с обеспечением работы энергоустановки по замкнутому циклу, соответствовали подводным лодкам проектов 613 и 611.

Главная энергетическая установка подводной лодки М-254 принципиально повторяла схему установки с газокислородным замкнутым циклом на М-401, но при этом была в значительной степени усовершенствована.

Если на лодке М-401 в качестве главных двигателей, обеспечивающих движение в надводном и подводном положениях, устанавливались быстроходные авиационные дизели М-50Р с очень малым моторесурсом (всего 150 ч), то на двигателях М-50, предназначенных для лодки проекта 615. его увеличили вдвое (300ч). Кроме того, эти модернизированные дизели использовались только в качестве форсажных — для достижения максимальных скоростей в надводном и подводном положениях или при маневрировании для погашения большой инерции. Для движения экономическим ходом на М-254 применялся отдельный дизель.
Дизели М-50 имели мощность по 900 л.с. при 1600 об/мин и соединялись с бортовыми гребными валами при помощи реверсивно-фрикционных муфт. Дизель 32Д (четырехтактный, бескомпрессорный, нереверсивный, шестицилиндровый, мощностью 900 л.с. при 675 об/мин) соединялся с гребным электродвигателем и соответственно со средней линией вала при помощи шинно-пневматической муфты.Гребной электродвигатель ПГ-106 мощностью 68 л.с. при 290 об/мин вместе с постом управления находился в 7-м отсеке.

Для снижения шумности все три дизеля установили на звукоизолирующие амортизаторы, а трубопроводы, обеспечивающие их работу, присоединялись через дюритовые патрубки. Особое внимание обращалось на уменьшение шума, создаваемого средним двигателем, обеспечивающим движение лодки в подводном положении в режиме экономического хода.

В несколько раз (по сравнению с М-401) на лодке проекта 615 увеличили запасы жидкого кислорода и химического поглотителя, размещенные в 4-м отсеке. Кислород хранился в двух латунных цистернах цилиндрической формы емкостью по 4,3 т, уложенных в трюме почти по всей длине отсека. В качестве теплоизоляции вместо силикатной ваты снова, как и на установке РЕДО. применили шлаковую вату, только более высокого качества. Рабочее давление кислорода в цистернах повысили с 9 до 13 кгс/см2. Все эти мероприятия расширили возможности обеспечения кислородом энергоустановки при работе по замкнутому циклу.
На подводной лодке М-254 применили новую систему определения процентного содержания кислорода при помощи электрических кислородных газоанализаторов (ГЭК ЛТИ-50), разработанных и изготовленных в Ленинградском технологическом институте им. Ленсовета инженером Петровым. Проба газокислородной смеси из машинных выгородок (или из 4-го отсека) небольшим электронасосом пропускалась через три газоанализатора, в которых сжигался чистый водород, поступавший из специальных баллончиков под высоким давлением. В зависимости от интенсивности горения на шкале приборов (через термопару) фиксировался процент кислорода. Применение на лодке АРМ и газоанализаторов значительно повысило надежность работы энергоустановки при работе но замкнутому циклу.

Выгрузка химического поглотителя из газофильтров на подводной лодке М-401 осуществлялась вручную ведрами, а для аналогичной операции па М-254 изготовили два специальных береговых вакуумных агрегата, которые через гофрированные шланги диаметром около 70 мм высасывали химпоглотитель из выгородок и выбрасывали на стенку или в грузовую баржу. Шланги подавались на лодку через специальные люки на палубе, прочном корпусе и на крыше выгородок газофильтров.

После всесторонних испытаний оказалось, по скорости в подводном положении новая ПЛ более чем в 2 раза превосходила тип «М» XV серии, значительно возросла дальность плавания. На лодке установили (скорее по традиции) оборонительное артиллерийское вооружение — спаренные 25-мм пушки в специальном обтекателе, как на немецкой XXI серии.

В корме, по примеру средних субмарин 613 и больших 611 серий, установили стабилизаторы. Корабль оснастили радиолокаторами, предназначенными для обнаружения воздушных и надводных целей, гидроакустической (ГАС «Тамир-5Л») и шумопеленгаторными станциями.

Обкатка экспериментальной лодки состоялась в августе 1951 — октябре 1955 г., после чего приступили к серийной постройке 30 лодок проекта А615 (одна из них была достроена по проекту 637).

М-254
17 марта 1950 года заложена на заводе №196 в Ленинграде.
31 августа 1950 года спущена на воду.
В июне 1951 года начало ходовых испытаний. Сначала они проводились на Кронштадском рейде и у острова Лавенсаари (ныне — Мощный) в Финском заливе.
Осенью 1951 года ушла в Либаву где базировалась в Зимней гавани у борта СС «Коммуна».
В декабре 1951 года перешла на ССЗ в Калининград для докового осмотра.
В январе-апреле 1952 года после возвращения в Либаву всю зиму и весну выходила на ходовые испытания в Южной Балтике, которые успешно завершила в апреле.
В апреле 1952 года при возвращении с испытаний, из-за неисправности соединительной муфты, врезалась носовой оконечностью в причальную стенку. Легкий корпус был смят до торпедных аппаратов.
В апреле 1952 года начало государственных испытаний.
31 июля 1953 года утверждение приемного акта. Вошла в строй ВМФ, зачислена в состав ДКБФ.
В 1953 году испытания на полную автономность в сточасовом режиме на швартовах.
15–19 ноября 1953 года испытания на полную автономность в сточасовом режиме в Финском заливе (у острова Мощный).
В 1953–1956 годах проведение различных испытаний и отработка экипажей подводных лодок проекта А615.
Осенью 1954 года взрыв и пожар в 6 и 7-ом отсеках. Ликвидирован, жертв не было.
Зима 1954–1955 года зимовка в Лиепае.
Зима 1955–1956 года зимовка в Лиепае.
В 1956–1958 годах средний ремонт в Ленинграде на СРЗ-28 (Масляный Буян), из-за сильного износа материальной части при интенсивной эксплуатации.
В 1958 году передана в Кронштадский учебный отряд для обучения молодых матросов.
В 60-е годы установлена на территории ВВМУПП им. Ленинского комсомола в качестве учебно-тренировочного комплекса.

Галерея