Подводные лодки с баллистическими ракетами ВМФ СССР

В 1960 г. США располагало тремя ПЛАРБ с 16 баллистическими ракетами (БР) на каждой, у СССР подобных кораблей не было, и хотя имелись баллистические ракеты большой дальности, но руководство страны рассматривало их как основу вооружения создаваемых Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Однако целесообразность развития стратегических сил, применяющих ядерное оружие морского базирования, становилась все более очевидной. На флоте с начала 50-х годов велись работы по оснащению подводных лодок баллистическими ракетами и крылатыми ракетами. В начале 1956 г. на имя первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева и председателя Верховного Совета СССР Н.А.Булганина поступил доклад от председателя Морского научно-технического комитета адмирала Л.А.Владимирского. В нём, автор предлагал ускорить темпы строительства нашего стратегического подводного флота. Спустя несколько месяцев, в начале мая, вопросы, поднятые в данном докладе, были обсуждены на заседании Совета обороны страны, который вынес следующее постановление:
«Приветствовать инициативную постановку вопроса о развитии Военно-Морского Флота СССР, изложенную в записке адмирала Л.А.Владимирского. Товарищам Булганину и Хрущеву, министру обороны учесть предложения товарища Владимирского при подготовке перспективного плана военного судостроения». Так началось создания отечественных МСЯС. Своеобразие их развития заключалось в том, что, в отличие от США, где с самого начала была принята комплексная целевая программа, в которой изначально закладывалось создание системы, включавшей разработку специальной морской баллистической ракет, на твердом топливе сразу (это важно подчеркнуть), с подводным стартом, специальной ПЛ - ее носителя опять же сразу - атомной, системы тылового обеспечения, базирования и т.д. вплоть до точного расчетного необходимого количества ПЛАРБ - 41 (заметим: не 40 или 50, а именно 41), мы пошли своим путем, который впоследствии адмирал С.Г.Горшков назвал «национальным». Вместо морской ракеты была взята за. основу сухопутная, вместо твердотопливного двигателя, естественно (поскольку другого и не было) - жидкостной, вместо подводного - надводный старт, вместо специально спроектированной - серийную ПЛ к тому же не атомную, а дизельную. Не пытаясь категорировать правильно или неправильно, хорошо или плохо это было сделано (к тому, кроме многочисленных субъективных, имелись и объективные причины и это отдельный вопрос), все же следует определенно признать, что становление и развитие отечественных МСЯС было, мягко выражаясь, весьма далеким от системного с одной стороны, а с другой - и это очевидно - привело нас к значительному отставанию от американцев на начальном и средних этапах «соревнования». Большой проблемой в создании баллистической ракеты для ПЛ в то время считалось размещение ее в ограниченных объемах лодки, обеспечения ее ориентации на цель с подвижного, в отличие от наземного, а тем более качающегося основания, и в невысоком по наземным меркам знании текущего местонахождения корабля, что резко снижало точность стрельбы, а также требований к высокой степени готовности ракет к применению при длительном их хранении на корабле. Тем не менее С.П.Королев взялся за это дело, и в соответствии с решением Правительства, принятым в январе 1954 г., началась разработка ракетного комплекса для ПЛ, получившего шифр Д-1. Проектировать лодку поручили ЦКБ Николая Никитовича Исанина. С самого начала оба выдающихся конструктора - Королев и Исанин - были настолько уверены в успехе, что в целях ускорения работы взяли на себя большую ответственность, приступив к параллельному созданию и ПЛ и БР еще до подтверждения возможности пуска БР с качающегося основания (Это еще раз говорит о том, что ориентация на надводный старт сопровождалась дополнительной «головной болью». ВМФ же отстаивал необходимость подводного их старта, но С.П.Королев вначале на это не согласился. По-видимому он решил не рисковать и модернизировать уже готовую сухопутную ракету Р-11 для стрельбы с ПЛ из надводного положения. Ее предстартовая подготовка начиналась при нахождении ПЛ под водой, затем она всплывала, открывалась крышка шахты, ракета на пусковом столе поднималась к ее верхнему срезу. После старта стол опускался, крышка закрывалась и ПЛ погружалась. На новой ракете, получившей шифр Р-11ФМ, вместо спирта и жидкого кислорода, требовавшего после заправки постоянного дренажа и соответственно подпитки, использовали керосин и азотную кислоту, что обеспечивало полную герметичность баков ракеты и резко снижало взрывопожароопасность. Для отработки комплекса параллельно с переоборудованием одной из строившихся больших торпедных ПЛ проекта 611 на полигоне Капустин Яр построили специальный стенд, имитировавший качку корабля, основу которого составляла натурная шахта ПЛ. Здесь и провели необходимые испытания. В это время на ПЛ пр.В-611 (модификация пр.611) установили непосредственно за боевой рубкой две шахты так, что они находились в едином с рубкой ограждении. ПЛ под номером Б-67 вступила в состав Северного флота 11 сентября 1955 г., а уже через пять дней с нее в Белом море был осуществлен первый в мире успешный пуск баллистической ракеты с ПЛ. Эти испытания для всех конструкторов БР были весьма необычными, они впервые оказались не в удаленных от точки старта защищенных бункерах, а в непосредственной близости от шахт ракет, что вызывало повышенное волнение. Серия стрельб прошла успешно. Ракета могла уверенно поражать цели на удалении 150 км.
Упомянутая ПЛ осталась в единственном экземпляре. На ней решили испытывать последующие образцы БР, а на ее основе был выполнен уточненный проект АВ-611, который и реализовали при строительстве небольшой, всего из пяти единиц, серии таких лодок. После вступления в строй ПЛ с БР следующего проекта все они были выведены из боевого состава флота.
В это время уже завершалось создание нового ракетного комплекса Д-2, основой которого стала специально разработанная для ПЛ БР Р-13. Вначале работы по ее созданию возглавлял С.П.Королев, а затем В.П.Макеев, который и стал в дальнейшем главным конструктором всех БР для отечественных ПЛ. Главным отличием новой ракеты были увеличенная почти в четыре раза дальность стрельбы. В остальном принципы, заложенные в ракете Р-11ФМ, сохранялись. Кроме того, под этот комплекс разработали и специальный проект ПЛРБ (пр.629) с тремя ракетными шахтами. Эта ПЛ была спроектирована в СПМБМ «Малахит», главный конструктор Н.Н.Исанин, главный наблюдающий от ВМФ Б.Ф.Васильев, затем И.И.Лягин, затем В.И.Литошенко. В качестве базовой ПЛ для разработки проекта использовалась также ПЛ пр.611. Вместо 7 отсеков стало 8 (добавился ракетный отсек). Ракеты размещены в вертикальных шахтах в ряд в ограждении рубки, которая из-за этого получилась чрезмерно длинной и высокой. Первоначально лодки имели на вооружении одноступенчатые жидкотопливные баллистические ракеты Р-13 с надводным стартом и дальностью стрельбы 650 км. Несмотря на увеличение размеров и водоизмещения, ходовые качества по сравнению с пр.611 ухудшились не намного.
Головная лодка пр.629 К-79 (б.Б-41) была построена на Севмашпредлриятии (СМП) г.Северодвинск и вступила в строй в 1959 году. Всего до 1962 года было построено 23 ПЛ пр.629 на двух ССЗ (16 на СМП и 7 на ССЗ им. Лен. Комсомола, г.Комсомольск-на-Амуре). Начиная с 1963 года 14 кораблей прошли модернизацию по пр.629А (8 на СМП и 6 на ССЗ им. Лен.комсомола), в результате которой они получили на вооружение БР Р-21 с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400 км. Это первые корабли ВМФ СССР, имевшие на борту БР с подводным стартом. 6 лодок были размещены на Балтике, остальные на Тихом океане. Корабли несколько различаются по внешнему виду - на некоторых буй всплывающей антенны радиосвязи на низких частотах размещен сразу за надстройкой, на некоторых - в характерном возвышении на корпусе в корме. Из числа остальных кораблей, одна лодка прошла переоборудование с удлинением корпуса и надстройки на 20 метров с целью размещения 6 шахт для испытаний баллистических ракет типа РСМ-40. Еще одна ПЛ прошла переоборудование в опытную в начале 60-х годов для испытаний БР РСМ-25. Из числа кораблей, прошедших переоборудование одна ПЛ К-159 прошла модернизацию по пр.619 в опытный корабль для испытаний ракет РСМ-52. На трех лодках ракеты были демонтированы, а вместо них в ограждении рубки размещены антенны для использования их в качестве кораблей связи и управления. Корабли этого проекта не входили в зачет ограничений по OCB, поэтому сравнительно долго оставались в составе флота, но к началу 90-х годов ввиду морального и физического устаревания практически все лодки выведены из состава флота. Один из кораблей был передан Китаю (без ракет).
К-129 вышла 24.02.1968 года из базы на Камчатке на боевую службу в Тихий океан, во время которой затонула 08.03. 1968 в северной части Тихого океана на глубине более 5000 м (по одной из версий протаранена американской ПЛА «Суордфиш»). Погибло 97 человек. В июле 1974 года ее носовую часть (1-й и 2-й отсеки) подняло специально построенное для этой цели судно США «Гломар Эксплорер». В ней находились тела 6 человек, захороненных в сентябре 1974 года американцами в море.
В середине 50-х годов также шли полным ходом работы по проектированию и первой атомной ракетной ПЛ пр.658. Проект был выполнен в ЦКБ «Рубин», главный конструктор С.Н.Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга К.И.Мартыненко. Первоначально на ней также планировалось установить БР Р-13. Эта ПЛАРБ также как и ПЛ пр.629 создавалась на базе торпедной (отечественной торпедной ПЛА пр.627А). Небольшая ширина не позволила разместить ракетные шахты в 2 ряда и ПЛ несла 3 вертикальные шахты в ограждении рубки, так же, как и на дизель-электрических ПЛРБ пр.629. Количество отсеков также увеличилось на один. В окончательном варианте на ней были размещены БР Р-21. В этой БР, как уже упоминалось, наконец был реализован подводный старт, при котором двигатель ракеты начинал работу под давлением в заполненной водой на стартовой глубине шахте. БР Р-21 превосходила Р-13 в дальности стрельбы более чем в два раза.
Строительство их осуществлялось на СМП в г.Северодвинске довольно быстро, так в 1960 году было построено сразу три ПЛАРБ этого проекта в том числе и головная К-19. Всего по этому пр.658 и его модификаций было построено 8 ПЛАРБ.
Однако только в октябре 1960 г. пуски из под воды прошли успешно. Это была первая серийная советская ПЛАРБ.
После принятия на вооружение двухступенчатых ракет РСМ-40 с подводным стартом, эти ПЛАРБ в 1963-70 годах прошли переоборудование по проекту 658М для размещения нового комплекса (К-145 - по проекту 701). При вступлении в силу договоров по ОСВ, ракетные шахты с 6 кораблей вырезали, ПЛА переклассифицировали в торпедные, затем переоборудовали в ПЛА связи.

04.07.1961 года, во время учений «Полярный круг», на К-19 произошла авария реактора левого борта - заклинились главный и вспомогательный циркуляционные насосы. Для ликвидации угрозы расплавления ядерного топлива и его взрыва, необходимо было смонтировать систему аварийного охлаждения реактора. Дважды возникал пожар в реакторном отсеке. Спасая корабль, облучились и погибли 14 человек. Они смонтировали систему аварийной водяной проливки. Оба реактора были заглушены, а подобная система стала затем штатной и устанавливалась на всех последующих кораблях при постройке. Подошедшие спасатели эвакуировали экипаж и отбуксировали ПЛАРБ в Западную Лицу. В 1962 году ПЛАРБ встала на ремонт в Северодвинске. Был вырезан и заменен реакторный отсек. 15.11.1969 эта ПЛАРБ столкнулась в Баренцевом море у мыса Териберский с ПЛА ВМС США «Гэтоу». Оба корабля получили повреждения. В 1969-70 гг. корабль прошел переоборудование под БР РСМ-40. 24.02.1972 в 600 милях северо-восточнее острова Ньюфаундленд на лодке возник пожар в 9-м отсеке погибло 28 человек, выгорели 5-й, 8-й и 9-й отсеки. После расследования причин и признания действий экипажа верными, правительственная комиссия приняла решение проверить на опыте этой ПЛАРБ мобилизационные возможности промышленности - способность ремонтировать корабли в кратчайшие сроки. 15.06.1972 К-19 прибуксировали в г. Северодвинск на СРЗ «Звездочка», а уже 05.11.1972 корабль был сдан флоту. Принимал корабль основной экипаж - те, кто уцелел во время пожара - это было сделано для проверки морально-психологического состояния людей - способ жестокий и не все смогли выдержать это испытание. В июле 1990 года была выведена в резерв, а в 1991 году списана из состава ВМФ, где имели прозвище «Хиросима». Такова краткая «биография» первой отечественной ПЛАРБ.
Вполне естественно, что СССР постоянно стремился догнать США в развитии МСЯС, однако отставание было еще ощутимым. В ноябре 1960 г. на патрулирование в океан вышла первая ПЛАРБ ВМС США «Джордж Вашингтон». Она была вооружена 16 БР «Поларис А1» с твердо-топливным ракетным двигателем, имевших дальность стрельбы 2200 км. Отечественная БР Р-21 уступала БР «Поларис А1» по дальности, имела жидкостной двигатель и требовала длительной предстартовой подготовки, кроме того, США свои ПЛАРБ строили уже серийно, увеличивая разрыв с СССР в количестве пусковых установок на подводных лодках. И хотя проработки принципиально нового, специального проекта ПЛАРБ у нас уже велись, но ожидать начала поступления их в состав ВМФ СССР в ближайшее время не было оснований. Поэтому для компенсации такого отставания руководство ВМФ СССР решило увеличить число ПЛ с КР, которые были бы способны наносить удары и по берегу. В США совершенствованию БРПЛ и развитию ПЛАРБ уделяли тогда значительно большее внимание, чем развитию КР и их носителей. Хотя, справедливости ради, следует подчеркнуть, что не мы, а американцы первыми приняли на вооружение морские КР большой дальности («Регулус» I и II) и первыми вооружили ими авианосцы, линкоры и подводные лодки, в т.ч. атомные. Правда и то, что это носило единичный, а не массовый характер. Модернизированная БР «Поларис А2» уже имела дальность стрельбы 2800 км. В СССР в это время завершалась работа над созданием нового ракетного комплекса с БР Р-27(позже в соответствии с договорами ОСВ стала именоваться как РСМ-25). Данная БР уже имела дальность 2500 км и ампульную заправку горючим и окислителем, что позволило уровень готовности к старту БР с жидким топливом привести в соответствие с уровнем готовности к старту БР с твердым топливом. Впервые данные для стрельбы вырабатывались специализированной ЭВМ. Носителем этого комплекса стала ПЛАРБ нового поколения пр.667А, шифр «Навага».
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) пр.667А (так по классификации ВМФ СССР стали пышно классифицироваться отечественные ПЛАРБ) был спроектирован в ЦКБ МТ «Рубин». Главный конструктор С.Н.Ковалев (все последующие ПЛАРБ в СССР проектировались в этом же ЦКБ и тем же главным конструктором), главный наблюдающий ВМФ по пр.667А капитан 1 ранга М.С.Фаддеев (по пр.667АУ капитан 1 ранга Ю.Ф.Плигин). Первоначально создавался под 16 твердотопливных баллистических ракет, но их разработка задержалась и было принято решение о вооружении лодок одноступенчатыми жидкотопливными ракетами РСМ-25. В Комсомольске-на-Амуре, начиная с заказа 155, корабли строились по усовершенствованному проекту 667АУ, оснащенные БР РСМ-25 Мод.2, позже и Мод.З с увеличенной на 20% дальностью стрельбы и с новым навигационным комплексом. Эти корабли имели лучшие, чем корабли пр.667А, характеристики подводной шумности. Основные ТТЭ при этом не изменились. Впоследствии, все корабли прошли модернизацию с доведением до уровня пр.667АУ. Навигационный комплекс пр.667А обеспечивал уверенное плавание и применение БР в приполюсных районах, а на пр.667АУ появился инерциальный комплекс, что вместе с БР РСМ-25 Мод.З, превысившей дальность стрельбы в 3000 км и способной вести обстрел целей в более широком секторе, значительно повышало боевые возможности лодки. Кроме того, эти БР могли оснащаться разделяющимися головными частями (РГЧ). Запуск БР был возможен только из подводного положения. Лодка оборудована всплывающей антенной буйкового типа, позволяющей принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, находясь на большой глубине. Всё это и предопределило то, что корабли указанных проектов и их после-дующие модификации стали самым многочисленным типом атомных ПЛ ВМФ СССР вообще.
По конструкции пр.667 - двухкорпусная лодка с противогидроакустическим покрытием легкого корпуса и прочным корпусом цилиндрической формы с наружными шпангоутами. Силуэтом и общим расположением она похожа на первые ПЛАРБ ВМС США, 16 БР в 2 ряда в вертикальных шахтах позади рубки, вследствие чего и имели на флоте прозвище «Иван Вашингтон». Прочный корпус на большей части своей длины изготовлен из стали АК-29 толщиной 40 мм, разделён на 10 отсеков: 1-й - торпедный, 2-й - аккумуляторный и жилой (каюты офицеров), 3-й - центральный пост, 4-й и 5-й - ракетные, 6-й - дизель-генераторный, 7-й реакторный, 8-й и 9-й - турбинные, 10-й отсек электродвигателей. Шпангоуты выполнены из симметричного полособульбового и сварного таврового профилей высотой 330 мм. Межотсечные переборки изготовлены из стали АК-29 толщиной 12 мм. легкий корпус и подкрепляющий его набор изготовлен из стали ЮЗ. Высота от ОП до палубы надстройки - 12.6 м, до крыши ограждения рубки - 18 м. Главная энергетическая установка двухвальная, двухреакторная. Эта схема стала уже традиционной для ПЛАРБ ВМФ СССР. Два новых более мощных реактора водоводяного типа ВМ-2-4 и новые главные турбозубчатые агрегаты мощностью по 20000 л.с. Однако в отличие от предыдущих ПЛАРБ каждый турбозубчатый агрегат размещался в отдельном отсеке. На ПЛАРБ этого проекта впервые в истории отечественного подводного кораблестроения электроэнергетическая система выполнена на переменном токе напряжением 380В. Источниками электроэнергии, так же впервые, состояли только из автономных генераторов. Эта главная энергетическая установка без каких-либо существенных изменений сохранилась на всех последующих модификациях ПЛАРБ проекта 667.
Головная ПЛАРБ пр.667А «Ленинец» (К-137) была заложена на СМП в г.Северодвинске 4 ноября 1964 года, спущена на воду 11 сентября 1966 года и вступила в строй 6 ноября 1967 года. Всего по лр.667А, 667АУ построено 34 корабля. 24 на СМП и 10 на ССЗ им. Лен.комсомола (СЗЛК), г.Комсомольск-на-Амуре.
Первоначально, ввиду относительно небольшой дальности полета БР, эти ПЛАРБ патрулировали у восточного побережья США. С ростом численности кораблей этого проекта зона патрулирования распространялась и на Тихоокеанское побережье США.
Из 34 ПЛАРБ этого проекта 9 ПЛ прошли переоборудование, связанное с коренным изменением состава вооружения, либо сменой назначения, так, ПЛАРБ К-140 в 1971-76 годах переоборудована по проекту 667АМ под твердо-топливные БР РСМ-45. К-420 переоборудована в 1981-82 году по пр.667М, шифр «Андромеда», под носитель нового комплекса крылатых ракет «Гром» испытания которого завершились неудачей в 1989 году. 5 ПЛАРБ переоборудованы по пр.667АТ, шифр «Груша», с мощным торпедным и ракетным («Гранат») вооружением. К-403 переоборудован в опытное судно по проекту 667АК. После подписания договора ОСВ-1 начался вывод ПЛАРБ этого проекта из состава ВМФ. ПЛАРБ К-219 затонула 06.10.1986 в Западной Атлантике в 600 милях от Бермудских островов в результате утечки ракетного топлива, пожара и взрыва. Лодка всплыла на поверхность, но экипаж справиться с пожаром не смог. Мало того, неквалифицированные действия привели к гибели корабля и при этом погибло 4 человека. Следует отметить, что аналогичная авария произошла на этом же корабле в 1979 году, но тогда хорошо подготовленный экипаж предотвратил катастрофу и привел корабль в базу.
На смену семейству ракет типа «Поларис» в США разработали МБР «Посейдон», дальность стрельбы которыми была 5200 км, а РГЧ типа МИРВ обладала уже 10-14 боезарядами. Ими вооружили новые ПЛАРБ типов «Лафайет» и «Мэдисон», а лодки прежних серий «Дж. Вашингтон» и «Э.Аллен» полностью перевооружили на «Поларис A3». В ВМФ СССР решали в это время другую задачу - защита своих ПЛАРБ от противолодочных сил США. Руководство ВМФ СССР отдавало себе отчет в том, что при размещении районов патрулирование отечественных ПЛАРБ в зоне полного господства ВМС США и НАТО рано или поздно будет приводить к увеличению частоты их обнаружения противолодочными силами, а следовательно и к возрастанию вероятности их уничтожения в начале войны. Поэтому оно в лице Главкома постоянно требовало увеличить дальность стрельбы БР ПЛ, чтобы приблизить районы боевого патрулирования отечественных ПЛАРБ к берегам СССР и вывести их из районов наибольшей активности противолодочных сил вероятного противника. Эта задача была наконец решена В.П.Макеевым в двухступенчатой БР РСМ-40. Она уже обладала гораздо большей дальностью стрельбы, чем у разрабатываемой в США в то время ракеты «Трайдент-1». Ее головная часть имела способность корректировать траекторию своего полета с помощью системы астрокоррекции и имела в последующем разделяющиеся заряды. Эта ракета стала практически первой в мире межконтинентальной морской БР (МБР). Для размещения этой МБР было принято решение модифицировать ПЛАРБ пр.667А. Новая ПЛАРБ получила проектный номер 667Б, шифр «Мурена». Проект был выполнен в том же ПКБ и тем же главным конструктором что и пр.667А. Главный наблюдающий ВМФ вначале был капитан 1 ранга М.С.Фадеев, затем капитан 2 ранга С.А.Новоселов. Конструкция осталась прежней - двухкорпусная ПЛ с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе. В следствии увеличения габаритов МБР количество их сократили с 16 до 12, а за рубкой образовался «горб». Несколько увеличены общие размеры корабля. Прочный корпус той же конструкции что и у прототипа также разделён на 10 отсеков.
ПЛАРБ оборудована всплывающей антенной буйкового типа, позволяющей принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, находясь на большой глубине. ТА оснащена устройством быстрого заряжения. Перезарядка ядерным горючим предусмотрена через 5.5 лет. Большие меры были приняты для обеспечения комфортности размещения экипажа. Серия ПЛАРБ пр.667Б уже находилась в постройке, а испытания ракет РСМ-40 еще не были закончены. После вступления в строй голов ной ПЛАРБ К-279 27 декабря 1972 года (построена на СМП) начались пуски ракет. По их результатам и принималось решение о принятии их на вооружение - МБР РСМ-40. Всего было построено 18 ПЛАРБ этого проекта на двух ССЗ (10 на СМП и 8 на СЗЛК).
Следующая ПЛАРБ пр.667БД, шифр «Муре-на-М» была создана с одной целью - довести общее количество МБР до 16, как было у пр.667А. Главный наблюдающий от ВМФ этого проекта капитан 1 ранга Ю.Ф.Плигин. Новая ПЛАРБ была получена из пр.667Б путем увеличения длины корпуса на 16 м в районе 4-5 отсеков. Конструкция корабля осталась прежней - двухкорпусная подводная лодка с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе. Количество отсеков в прочном корпусе увеличено до 11 (против 10 на ПЛАРБ проекта 667Б);
1-й торпедный (ТА, запасные торпеды и устройство быстрого заряжения), 2-й-аккумуляторный и жилой (каюты офицеров), 3-й-центральный пост, 4-й и 5-й-ракетные, 5-бис - жилой, 6-й - дизель-генераторный, 7-й реакторный, 8-й и 9-й - турбинные, 10-й - отсек электродвигателей. На ПЛАРБ этого проекта впервые установлена система электрохимической регенерации воздуха (ЭРВ-М). Проведен комплекс мер по снижению шумности и помех работе гидроакустических средств. В частности, механизмы ПТУ смонтированы на специальных фундаментах. В остальном по вооружению и оборудованию аналогична предшественнице. Носовые горизонтальные рули размещенные на рубке, для облегчения всплытия среди льдов, могут поворачиваться в вертикальное положение. Еще большие меры приняты для обеспечения комфортности размещения экипажа.
Головная ПЛАРБ этого проекта К-182 была построена на СМП в 1975 году. Остальные 3 ПЛАРБ также были построены на СМП в том же 1975 году. Вся серия была ограничена 4 ПЛАРБ из-за начала работ по созданию ПЛАРБ с новой МБР РСМ-50 испытания которой шли уже полным ходом.
К-193 в 1980 г. произвела специальный выход по проверке стационарных средств разведки - возможности прохода в районе размещения американской стационарной системы SOSUS и рубежей ПЛО. В 1983 году К-92 впервые в мире произвела старт двух МБР из-подо льда из района Северного полюса.
Таким образом основным оружием следующей ПЛАРБ лр.667БДР, шифр «Кальмар», стала ракета РСМ-50 - первая отечественная морская МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). Также как и на прототипе ПЛАРБ пр.667БД количество МБР было равно 16. Главный наблюдающий от ВМФ был капитан 2 ранга С.А.Новоселов. Особое внимание при разработке проекта было обращено на совершенствование систем управления стрельбой. Хотя несколько увеличилась длина корабля, но общая конструкция осталась прежней - двухкорпусная подводная лодка с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе. Ограждение шахт выросло по высоте и почти сравнялось с ограждением выдвижных устройств. Основное внимание при проектировании было обращено на совершенствование системы управления огнем. По остальному вооружению и различным устройствам эта ПЛАРБ напоминала предыдущий проект. Дальнейшего развития получили средства обеспечения жизнедеятельности экипажа. На корабле появился спортивный зал, солярий и т.д.
Головная ПЛАРБ К-441 была заложена в 1975 году на СМП, спущена на воду в 1976 году и в декабре этого же года вступила в строй. Всего с 1976 по 1982 год на СМП было построено 14 ПЛАРБ этого проекта.
Во время ходовых испытаний головного корабля на большой скорости и значительной глубине произошло касание скального фунта. Корабль получил повреждение в носовой части, но благодаря своевременно принятым мерам ему удалось всплыть и избежать катастрофы. Жертв не было.
Большая часть ПЛАРБ этого проекта до 1991 года прошла заводской ремонт с модернизацией (остальные прошли после 1991 года), в частности заменен навигационный комплекс на более совершенный. На начало 90-х годов эти ПЛАРБ находились в хорошем боеготовом состоянии.
Наконец последней модификацией пр.667А стала ПЛАРБ пр.667БДРМ, шифр «Дельфин», вооруженная МБР с РГЧ ИН типа РСМ-54. По своим боевым возможностям эта МБР превосходила все модификации МБР «Трайдент» ВМС США при меньших массогабаритных показателях. В зависимости от количества РГЧ и их мощности дальность стрельбы могла значительно превышать 8300 км. Эта МБР стала последней ракетой В.П.Макеева.
Главный наблюдающий от ВМФ по этому проекту был капитан 1 ранга Ю.Ф.Плигин. В основу проекта заложены разработки как по внедрению нового ракетного оружия, радиотехнического вооружения и дополнительных мероприятий по снижению подводной шумности. На ПЛАРБ размещены указанные выше 3-х ступенчатые жидкотопливные МБР РСМ-54 с 4-я боеголовками ИН, обладающие повышенной точностью стрельбы, увеличенным радиусом развода боевого блока. Новый торпедно-ракетный комплекс состоит из четырех 533 мм ТА для использования всех типов торпед, противолодочных ракетоторпед, а также приборов гидроакустического противодействия (ГПД), смонтирована система быстрого заряжения. Установлена новая аппаратура управления стрельбой из ТА. Общая конструкция корабля осталась прежней, как и на проекте 667БДР - двухкорпусная подводная лодка с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе. Так как МБР РСМ-54 имеют большую длину, чем РСМ-50 (пр. 667 БДР), пришлось в очередной раз увеличить высоту шахт и соответственно высоту их обтекателя-«горба». ПЛАРБ оборудована двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, находясь на большой глубине. Произведено дальнейшее улучшение условий обитаемости экипажа. Имеются спортивный зал, солярий, сауна и т.д. Головная ПЛАРБ К-51 была заложена в феврале 1981 года на С МП, спущена на воду в январе 1984 года и в декабре этого же года вступила в строй. Всего с 1984 по 1990 год на СМП было построено 7 ПЛАРБ этого проекта. К-18 в августе 1994г. совершила поход в Арктику, завершившийся всплытием корабля в точке Северного полюса.
Завершая рассмотрение эволюции отечественных ПЛАРБ пр.667, необходимо отметить, что это была самая крупная серия ПЛА не только в ВМФ СССР, но и во всём мире - на двух заводах построено 77 ПЛАРБ всех модификаций, причем 43 из них - с МБР. Для сравнения, в ВМС США к 1991 году в строю находилось около 25 ПЛАРБ с МБР «Трайдент». Не смотря на постоянный рост размеров отечественных МБР главному конструктору пр.667 удалось сохранить основные конструктивные решения заложенные в первую модификацию и таким образом обеспечить непрерывность технологического процесса на судостроительных заводах. Это, в свою очередь, обеспечило небывало высокие темпы оснащения ВМФ СССР новыми ракетными системами. Конечно, при этом страдали внешние формы лодки, что было далеко не лишним в вопросах борьбы с шумностью, однако межконтинентальная дальность стрельбы, позволившая отечественным ПЛАРБ решать боевые задачи из своих территориальных вод и даже из мест базирования, постоянно перевешивала все отрицательные факторы. Руководство ВМФ СССР не без основания считало, что в зоне господства отечественного флота удастся надежно прикрыть ПЛАРБ и с худшей скрытностью. В тот период ядерного противостояния двух систем всё это было вполне оправданным. Рассматривая развитие БР для ПЛАРБ СССР и США, необходимо отметить, что в качестве топлива в указанных странах существовала ориентация на разные его типы. В США - на твердое, в СССР развивали преимущественно жидкостное. Каждое из этих направлений имеет свои плюсы и минусы. В СССР жидкое топливо позволило первыми создать морские МБР с РГЧ ИН превосходящие по дальности стрельбы зарубежные аналоги при практически одинаковых массах, габаритах, безопасности и боевой нагрузке. «Отец» всех морских БР СССР Генеральный конструктор В.П.Макеев был сторонником именно этого вида топлива и под его руководством были достигнуты значительные научные и технологические высоты, которые оказались недостижимыми конкурентами из США. В свое время В.П.Макеев исследовал возможности по созданию морских БР на твердом топливе, однако эти исследования не показали преимуществ этого топлива по сравнению с жидким. В то же время они показали, что достижение преимуществ над БР с жидким топливом требовало практически нереальных технологических разработок. Однако поверхностные знания сути дела руководством СССР и широкое применение твердого топлива в БР США в конце концов создало у многих политиков и даже военно-морских специалистов неверное представление о преимуществе таких БР над отечественными с жидким топливом. Окончательно так и не выяснено, кто прямо или косвенно оказал давление на маршала Д.Ф.Устинова, который и стал главным сторонником твердотопливных морских БР. Опираясь на свое положение члена ЦК КПСС и Политбюро, он всё же заставил В.П.Макеева начать разработку БР с твердым топливом.
Вначале была создана БР РСМ-45, размещенная на опытной ПЛАРБ переоборудованной из пр.667А (позже ликвидирована в соответствии с договором ОСВ-1). Следующей и пока последней МБР на твердом топливе стала РСМ-52. Эта МБР поступила на вооружение новой стратегической системы СССР «Тайфун» основу которой составляет ПЛАРБ пр.941, шифр «Аку-ла», главным конструктором которой также был С.Н.Ковалев, а главным наблюдающим от ВМФ был- капитан 1 ранга В.Н.Левашов. Создание этой ПЛАРБ формально явилось своего рода ответной мерой на строительство в США ПЛАРБ типа «Огайо», вооруженных 24 МБР «Трайдент-1» и «Трайдент-2» (дальности стрельбы в 7400-12000 километров). Однако с учетом того, что в составе ВМФ СССР уже имелось 43 ПЛАРБ с МБР, создание новой стратегической ядерной системы морских МБР, как кажется сегодня, было явным излишеством.
ПЛАРБ пр.941 является носителем двадцати 3-ступенчатых твердотопливных МБР РСМ-52 с дальностью полета более 8300 км и с 10-ю боеголовками индивидуального наведения. По конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр - 10 м). Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой оконечности, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек, обеспечивающий размещение ТА, устройства быстрого заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого, переход из корпуса в корпус. Внизу, под торпедным отсеком, находится антенна ГАК. Позади шахт, над главными корпусами в диаметральной плоскости, под ограждением выдвижных устройств, расположен прочный модуль, состоящий из двух отсеков - ГКП и отсек радиотехнического вооружения. В корме, между главными корпусами, расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус. Всего на ПЛАРБ 19 отсеков. Такое оригинальное «катамаранное» конструктивное решение продиктовано, в основ-ном, невозможностью «вписать» в прочный корпус ракетные шахты, поскольку размеры БР перешагнули все мыслимые пределы. Достаточно сказать, что их стартовый вес составил более 90т.
Главная энергетическая установка лодки состоит из двух эшелонов - по одному в каждом главном корпусе. В каждый эшелон входит реактор (аналогичный устанавливаемым на атомных ледоколах типа «Сибирь») и турбозубчатый агрегат мощностью 50000 л.с. У корабля развитое кормовое оперение, причем горизонтальные рули размещены непосредственно за винтами. Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах, носовые горизонтальные рули вынесены в носовую оконечность и выполнены убирающимися в корпус. По обоим бортам рубки смонтированы две всплывающие спасательные камеры.
Лодка оборудована двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, находясь на большой глубине и подо льдом.
Как это уже установилось, комфортности размещения экипажа - офицеры размещены в двух и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы - в маломестных кубриках, уделено большое внимание. Имеется спортивный зал, бассейн, солярий, сауна, живой уголок и т.д..
Новизна разработки, сжатые сроки создания, традиционное пренебрежение вопросам развития стационарной системы базирования в ВМФ СССР (требование получения минимальной осадки в надводном положении для захода в существующие базы, вместо строительства новых, как это делали в США для ПЛАРБ «Огайо», привело к необходимости иметь огромный запас плавучести) и громадная масса новых МБР (почти в 2.5 раза больше чем РСМ-50) привело поистине к фантастическим решениям, что в конечном итоге дало громадное водоизмещение превосходящее все разумные пределы. Достаточно сказать, что полное подводное водоизмещение «Акулы» - около 50000 т превосходит таковое у авианосца «Адмирал Горшков». Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего «лодку» саркастически окрестили «водовозом». Это цена, до конца не продуманного для отечественного флота, перехода в МБР от жидкого топлива к твердому. В результате «Акула» стала самой большой подводной лодкой в мире (занесена в книгу рекордов Гиннесса, хотя водоизмещение там указано гораздо ниже фактического). Для постройки этих кораблей на СМП был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире. Вместе с тем эти ПЛАРБ по сравнению со своими предшественниками стали самыми малошумными в классе отечественных ПЛАРБ. Головная ПЛАРБ пр.941 ТК-208 была заложена на СМП в марте 1977 года, спущена на воду 23 сентября 1980 года, вступила в строй в ноябре 1981 года, практически одновременно с ПЛАРБ ВМС США «Огайо». Всего было заложено 7 ПЛАРБ пр.941, но из-за договора по ОСВ строительство их было ограничено 6 кораблями и последний - ТК-210 был разобран недостроенным на стапеле.
Одновременно со строительством ПЛАРБ пр.941 было развернуто строительство системы специального плавучего тылового обеспечения. Так уж тогда сложилось, что легче было построить корабль, плавпричал или любое другое специальное судно обеспечения, чем развивать стационарную систему базирования. 27.09.1991 во время учебной стрельбы в Белом море на одной из ПЛАРБ этого типа не вышла из шахты ракета и после взрыва сгорела. Была повреждена крышка шахты. Пострадавших не было. Авария получила большой резонанс в прессе - большинство журналистов, не обладая реальной информацией, но имея буйную фантазию, утверждали то о полной гибели всего экипажа ПЛАРБ, то о полном загрязнении всего Беломорского бассейна радиоактивными отходами.
В заключение несколько слов о точности стрельбы морских БР в связи с военной доктриной. Общеизвестно, что повышение точности стрельбы БР позволило им поражать небольшими ядерными зарядами точечные объекты, в основном, имеющие чисто военное значение. Благодаря этому удалось отказаться от мощных ядерных зарядов которые практически были приспособлены только для поражения площадных объектов типа город, завод и тому подобные цели. Кроме того, ядерная война с применением таких зарядов в широком масштабе по оценке многих экспертов могла привести к необратимым экологическим последствиям. Продолжая ориентироваться на ядерную войну и совершив переход к высокоточным ядерным зарядам, в США и СССР полагали, что при их использовании удастся сделать эту войну «менее вредной» для экологии. В США постоянно вынашивались планы упреждающего ядерного удара по наземным БР СССР с использованием высокоточных ядерных зарядов. Этим США стремились ослабить ядерный «удар возмездия» со стороны СССР. Если бы СССР действительно ориентировался только на ответный ядерный «удар возмездия», то точность стрельбы БР для него играла бы второстепенную роль, т.к. точная стрельба по пустым уже шахтам наземных БР США или другим военным объектам покинутым военными представляется неразумной. Отказ от упреждающего удара в новой военной доктрине уже России тем более ставит вопрос о целесообразности высокоточных ответных ударов. Многие специалисты указывали на это и были противниками увлечения точностью БР. Однако борьба за точность при низком общем уровне электроники приводил к сокращению полезной нагрузки БР, что было на руку многим, в том числе и скрытым сторонникам твердого топлива БР, которые «прикусили языки» после принятия на вооружение «монстра» МБР РСМ-52. Следует повторить, что создание морской ракетно-ядерной системы «Тайфун» было неоправданной растратой государственных средств, тем более что к этому моменту (1980 год) уже было построено 76 ПЛАРБ, в том числе в боеготовом состоянии - более 60 единиц. Во всех остальных странах было в строю в это время около 50 ПЛАРБ.
Безусловно, наличие МСЯС играло и продолжает играть важную роль фактора сдерживания, однако создавались они в СССР, особенно в последние годы, расточительно, во многом бессистемно, сверх разумных действительных потребностей.
Всего с 1955 по 1991 год для ВМФ СССР было построено 120 ПЛ с баллистическим ракетами, из них 91 атомная.

Источник: В.П. Кузин, В.И. Никольский "ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945-1991"