http://delta-electronics.com.ua/ частотный преобразователь цена.
Подводные лодки ВМФ СССР с крылатыми ракетами

Работы по созданию в СССР БР и крылатых ракет (КР) для ПЛ велись практически параллельно. Над созданием последних работали конструкторские бюро, возглавляемые Г.М.Бериевым и самым «политиканствующим» конструктором советского периода В.Н.Челомеем. Бюро Бериева пошло по пути, сходному с таковым в США, то есть создавало КР ангарного хранения (П-10), которую следовало перед пуском выкатывать, раскрывать ее крылья и лишь потом запускать. Для них предполагалось приспособить большие ПЛ пр.611. Бюро В.Н.Челомея избрало другой путь. Молодые специалисты этого бюро предложили размещение КР в специальном контейнере, откуда она и стартовала с помощью пороховых ускорителей, а крылья ее автоматически раскрывались уже в полете. В качестве ПЛ - носителя предлагалась средняя ПЛ пр.613. КР, для стрельбы по берегу, получившая обозначение П-5 была запущена в серийное производство. Эта была первая стратегическая крылатая ракета (СКР). Она имела турбореактивный двигатель, а потому запускалась только из надводного положения. Причем перед стартом КР необходимо было запустить и вывести на рабочий режим ее турбореактивный двигатель. В то время, когда и БР еще запускались из надводного положения, это считалось вполне приемлемым. Дальность стрельбы составляла более 300 км.
Испытания СКР П-5 проводили на переоборудованной в опытовую ПЛ С-146 пр.613, и завершили в 1959 г. К концу 1960 года в составе ВМФ было уже шесть ПЛ, переоборудованных по пр.644 (из пр.613), имевших два расположенных побортно контейнера для этих ракет. Несколько позже был создан проект 665 уже с 4 СКР П-5, а в 1960-62 годах по этому проекту было переоборудовано еще шесть подводных лодок пр.613.
Еще раньше в 1956 году было принято решение о постройке небольшой серии атомных ПЛ с КР П-5. Проектирование этих ПЛА с крылатыми ракетами (ПЛАРК) было поручено ЦКБ МТ «Рубин», главным конструктором был назначен вначале П.П.Пустынцев, затем Н.А.Климов, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 2 ранга Ю.С.Вольфсон.
В качестве прототипа, как и у пр.658, для этой ПЛАРК использовали ПЛА пр.627. По сравнению с прототипом пришлось увеличить длину почти на 4 м для размещения в легком корпусе контейнеров для 6 КР П-5 и увеличить ширину для сохранения необходимой остойчивости. Торпедное вооружение подверглось изменению. Вместо 8 носовых 533-мм ТА оставили только 4, а в корме разместили два 400-мм ТА. Строительство их велось на СЗЛК практически параллельно со строительством ПЛАРБ пр.658 на СМП.
Головная ПЛАРК пр.659 К-45 вступила в строй 28 июня 1960 года. Всего до 1962 года было построено 6 ПЛАРК этого проекта. Дальнейшего развития специализированные ПЛ с КР для стрельбы по берегу тогда не получили ибо эта задача была полностью возложена на ПЛ с БР. Кроме того, стрельба по берегу из надводного положения практически из прибрежных вод вероятного противника была признана бесперспективной. В 1965 году было принято решение о снятии с вооружения комплекса КР П-5, как морально устаревших и переоборудовании ПЛАРК пр.659. Из-за отсутствия модернизационных запасов на этих лодках было решено переоборудовать их в торпедные. Ракетное оружие с них было снято в 1969-74 годах, а дизельные ПЛ пр.644 и 665 просто вывели из состава ВМФ.
Если строительство специализированных ПЛАРК с СКР в дальнейшем не получило развития в СССР, то создание КР способных поражать наземные цели продолжалось. Вначале была модифицирована СКР П-5. Ракету, полет которой проходил в возмущенной приводной воздушной среде, снабдили аппаратурой учета пройденного пути и сноса, присвоив ей шифр П-5Д. Такие СКР могли приниматься взамен ПКР типа П-6 ПЛАРК следующего поколения. Надводный старт, невысокая точность стрельбы, обусловленная уровнем развития существовавшей тогда аппаратуры, привели к тому, что КР тогда в СССР стали развиваться исключительно как ПКР, хотя на их дальнобойных образцах всегда имелся резервный режим для стрельбы по берегу. Только в середине 80-х годов появились новые СКР «Гранат» (РК-55), как ответ на СКР «Томохок» ВМС США. Хотя эта СКР и могла размещаться на многих носителях, имевших 533-мм ТА, но было принято решение вооружить ими и специальную ПЛАРК пр.667АТ. Поскольку ПЛАРБ пр.667А по договору ОСВ-1 должны быть уничтожены или переоборудованы в ПЛА другого предназначения. Поэтому часть этих лодок имевших хорошее техническое состояние было решено переоборудовать в ПЛАРК под СКР «Гранат».
Проект переоборудования 667АТ, шифр «Груша», был разработан в ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор О.Я.Марголин, главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга Н.П.Николаев. СКР «Гранат» имеет подводный старт и дальность полета до 3000 км и предназначены для нанесения ударов по объектам в глубине территории противника. На лодке вместо вырезанного отсека с шахтами для БР, встроен отсек с ракетами запускаемыми из ТА. В этом отсеке расположено 8 ТА (по 4 с каждого борта). До развала СССР удалось переоборудовать только 5 ПЛАРБ. В дальнейшем эти работы были прекращены, а прошедшие переоборудование корабли в начале 90-х годов пошли на списание. Это была последняя не совсем удачная попытка реанимации идеи создания специальных ПЛАРК для нанесения ударов по берегу. Таким образом с начала 60-х годов в ВМФ СССР ПЛАРК стали развиваться как носители ПКР и нацеленные прежде всего на поражение надводных кораблей вероятного противника. Именно ПЛАРК стали основным компонентом противоавианосных сил ВМФ СССР. Основным оружием первых отечественных ПЛАРК и ДПЛРК стал комплекс П-6 созданный в 60 КБ В.Н.Челомея на базе комплекса П-5. Ракета П-6 отличалась от своего прототипа применением обычной - фугасной боевой части и новой системой управления. Она была оснащена активной радиолокационной головкой системы самонаведения и радиолокационным каналом связи с корабельной системой управления ракетным огнем «Аргумент». Эта система решает задачи управления полетом ПКР залпа и наведения их с помощью радиолокационного визира на цели, находящиеся как в пределах геометрической видимости носителя, так и за ее пределами. В случае обнаружения нескольких целей, имелась возможность избирательного поражения их путем трансляции с ПКР на ПЛ радиолокационного изображения целей и передачи с корабля команды о выборе цели.
Однако при всех указанных технических новшествах (реализованных впервые в мире) ПКР обладала главным недостатком - надводным стартом. Время же на производство старта возросло (по сравнению с П-5), поскольку кроме времени на запуск и вывод на режим турбореактивного двигателя ПКР, требовалось время и на управление ее полетом. Именно это обстоятельство, по мнению ряда специалистов, делало неэффективным применение ПЛАРК с такими ПКР в районах господства ВМС вероятного противника (а он господствовал практически везде). События во время Карибского кризиса 1962 года в значительной степени подтвердили опасения специалистов. В то время в район о.Куба были посланы дизельные ПЛ пр.641, которые не смогли незамеченными всплывать в Атлантике для подзарядки аккумуляторных батарей даже под РДП. Наконец стрельба не-большими по числу ПКР залпами (большие габариты ПКР не позволяли разместить на ПЛ больше 6-8 ракет) и с больших дистанций например по авианосным группам (АУГ) вероятного противника также была малоэффективна ибо такое количество ракет уничтожали дежурные истребители и дело даже не доходило до применения ЗРК кораблями охранения. Для формирования залпа с большим количеством ПКР требовалось несколько ПЛ с ПКР, а для их взаимодействия вновь требовалось увеличить время для подготовки стрельбы и следовательно время нахождения ПЛ в надводном положении. Так возникла новая и нерешенная тогда проблема - проблема управления. Наконец получить целеуказание от самолетов разведчиков ВМФ в зоне господства авианосной авиации также было проблематично. При нанесении внезапных упреждающих ударов по АУГ из положения слежения на боевой службе можно было рассчитывать на получение целеуказания но и только. Наконец для ПЛАРК с такими ПКР не реализовывалось полностью главное преимущество атомной энергетики - постоянное пребывание ПЛ под водой. Из-за этих причин эффективность ПЛ с такими ПКР оценивалась рядом специалистов как невысокая и не соответствующая затратам на ее строительство. Однако с мнением этих специалистов никто не считался, ибо фактически во главе программы внедрения на ПЛ этих ПКР стоял С.Н.Хрущев, сын первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева. Именно он активно помогал В.Н.Челомею, в КБ которого он работал, широко внедрять на подводные лодки ПКР П-5 и П-6. Благодаря его стараниям эта ПКР, совершенно не приспособленная для ПЛ, получила наибольшее распространение в подводном флоте СССР. Одновременно 17 и 25 августа 1956 года выходят постановления Совмина СССР по началу проектирования сразу двух ПЛ: ПЛАРК пр.675 и ДПЛКР пр.651 вооруженных ПКР П-6 и СКР П-5М.

Источник: В.П. Кузин, В.И. Никольский "ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945-1991"