Плавучие мастерские, базы перезарядки реакторов ПЛА ВМФ СССР

Рассредоточенное базирование требовало создание плавучей ремонтной базы более солидной, чем та, которая имелась на ПБ. Русский флот до 1917 года имел в своем составе плавучие мастерские (ПМ). Учитывая этот опыт, а также опыт применения ВМС США во время ВМВ на Тихом океане, руководством ВМФ СССР было принято решение построить серию плавучих мастерских. Первой послевоенной ПМ построенной в СССР стала ПМ пр.725 полным водоизмещением 4 600 тонн. Эти ПМ были предназначены для обслуживания только надводных кораблей. Головное судно сдано флоту в 1960 г. Несколько позже на базе этого проекта был разработан проект ПМ для обслуживания подводных лодок - пр.725А. Проект был разработан главным конструктором Д.С.Шамановым, главным наблюдающим ВМФ был А.Р.Красовицкий. Производственная мощность этой ПМ составляла около 250 000 нормо-часов в год. Полное водоизмещение достигало 5 900 тонн, а порожнем - 4100 тонн. Главная энергетическая установка одновальная дизельная, состоящая из одного дизеля 8ДР мощностью 2 000 л.с., обеспечивала скорость полного хода в 12 узлов. Дальность плавания составила - 4 500 миль. Из 423 человек экипажа 376 - ремонтные рабочие. Головное судно построено в 1964 году в г.Николаеве. Всего по пр.725 и 725А было построено 5 ПМ. Однако самыми массовыми плавмастерскими в ВМФ СССР стали ПМ «польской» постройки различных проектов. Сотрудничество между СССР и Польшей в вопросах строительства судов обеспечения этого подкласса началось с постройки первой ПМ пр.В-30 полным водоизмещением более 3 500 т (87x12.5x4.9 м). Эти ПМ создавались на базе углерудовоза. Довольно слабая главная энергетическая установка состоящая из паровой поршневой машины (мощностью 1 400 л.с.) обеспечивала скорость хода 10.4 узла. Экипаж вместе с ремонтной группой составлял 100 чел. Корабли имели довольно мощное для вспомогательных судов оборонительное вооружение, состоявшее из трех 57-мм артустановок типа ЗИФ-31Б. Всего с 1954 по 1958 год было построено 6 ПМ этого проекта. Эти корабли не были достаточно удачными и уже в начале 60-х гг. часть из них была переоборудована в плавбазы и плавказармы, а в 70-х гг. многие из них были списаны на слом.
Наиболее удачными и самыми массовыми ПМ «польской» постройки стали ПМ пр.300, 301, 303 и 304. Все они были построены в Польше на Щецинской судоверфи. Их строительство велось с 1963 по конец 80-х гг. Всего было построено более 40 единиц. Производственные мощности составляли от 200 000 до 247 000 нормочасов в год. Полное водоизмещение этих ПМ составляло от 2700 до 5600 тонн, одновальная главная энергетическая установка мощностью 2200 - 3000 л.с. обеспечивала скорость полного хода 12-14 узлов. Ремонтников в составе экипажа было от 100 до 160 человек. Первые ПМ имели даже оборонительное вооружение, состоявшее из одной 57-мм артустановки ЗИФ-31Б и двух 25-мм автоматов. Именно ПМ «польской» постройки активно использовались на боевой службе с конца 60-х годов, обеспечивая все типы и классы боевых кораблей.
Строительство крупных надводных кораблей класса АВК-РКР для ВМФ СССР и отсутствие нормального обеспечения с «берега» этих кораблей в пунктах их базирования различными энергоносителями могло привести к тому, что эти корабли были бы вынуждены расходовать ресурс основного оборудования и механизмов в базе. Для исключения этого было принято решение построить серию самоходных судов энергетического обеспечения (СЭО). Эта работа была поручена Щецинской судоверфи в Польше. СЭО, получившая проектный номер 305, было создано на базе ПМ пр.304. При полном водоизмещении около 5 400 тонн оно могло обеспечить подачу электроэнергии (более 4 000 кВт), пара, дистиллированной воды и сжатого воздуха. С 1974 по 1977 год на этой верфи было построено 4 СЭО пр.305. Но эти суда использовали и не только для обеспечения крупных кораблей. Поскольку у первых отечественных ПЛА кампания активной зоны была небольшой, то это привело к необходимости, в условиях рассредоточенного базирования, иметь специальные суда для перезарядки их ядерных реакторов. В 1957 году была спроектирована в ЦКБ «Айсберг» несамоходная плавучая техническая база (ПТБ) пр.326 для перезарядки ядерных реакторов ПЛА первого поколения. Главным конструктором был Б.А.Олигер, а главный наблюдающий ВМФ - Л.И.Кузьменков. Оно было создано на базе не самоходных лихтеров пр.314 и 576. Полное водоизмещение составляло около 4 000 тонн, автономность 15 суток, экипаж 59 человек. Головное судно было построено в 1960 году на СМП. Всего на СМП и СЗЛК с 1960 по 1966 год было построено 2 ПТБ по пр.326 и 6 ПТБ по несколько измененному пр.326М (обеспечена перезарядка ядерных реакторов ПЛА второго поколения). В середине 80-х было принято решение о постройке новых ПТБ, но уже самоходных. В ЦКБ «Айсберг» был выполнен проект такой ПТБ, получившие номер 2020. Отличительной особенностью этого судна является использования упрощенной формы корпуса, сформированного без криволинейных поверхностей из плоских элементов. Во время ВОВ в г.Ленинграде при строительстве ТЩ пр.253Л был применен тот же метод формирования корпуса из плоских элементов. Полное водоизмещение этой ПТБ составило почти 14 000 тонн, скорость полного хода около 12 узлов, а со скоростью 10 узлов дальность плавания достигала 13000 миль. Численность экипажа превысила 200 человек. По этому проекту было построено на Черноморском ССЗ с 1984 по 1989 год 3 ПТБ этого проекта.
Следует отметить, что взятие флотом на себя вопросов перезарядки атомных реакторов ПЛА, хотя теоретически и было правильным при рассредоточенной системе базирования, но на практике сыграло в 90-х гг. отрицательную роль. Воспользовавшись этой инициативой флота, промышленность почти полностью устранилась от вопросов перезарядки реакторов, оставив за собой лишь первую зарядку реактора при сдачи корабля. Поэтому когда началось обвальное сокращение флота и сокращение финансирования на его содержание, ВМФ остался один на один с проблемой утилизации ПЛА. При низком уровне финансирования оставшиеся боеготовыми ПТБ уже не могли одновременно обслуживать находящиеся в строю и вести выгрузку активных зон из списываемых из боевого состава ПЛА. Таким образом, стала быстро увеличиваться численность ПЛА в «отстое», то есть с невыгруженными активными зонами с сокращенным обслуживающим экипажем, но уже полностью не боеспособными. В этом виноват оказался сам флот.
Всего с 1945 по 1991 год для ВМФ СССР было построено более 66 ПМ, СЭО и ПТБ.