Плавучие доки на протяжении всей своей истории были и остаются самыми дешевыми ремонтными судоподъёмными средствами. Кроме того, благодаря своей плавучести они обладают маневренностью и следовательно особенно удобны для применения в военном судоремонте (Они могут следовать за флотом по всем новым пунктам его базирования). Вместе с тем, ПД имеют значительно меньший срок службы по сравнению с сухими доками. Наконец, все ПД имеют паспортные ограничения по грузоподъёмности и геометрическим размерам докуемого объекта, а сухие доки ограничены только геометрическими размерами докуемого объекта и для них практически нет понятия грузоподъёмности (Хотя история свидетельствует о том, что в годы ВОВ на ЧФ проводилось частичное докование с помощью ПД ограниченной грузоподъёмности крейсеров.). Исторически получилось так, что практически все крупные сухие доки в России и в СССР до 1945 года принадлежали ВМФ, а именно, его крупным судоремонтным заводам. Однако в 50-х годах положение изменилось, и многие такие заводы вмести с доками перешли в МСП. Это привело к свёртыванию программ развития крупных сухих судоремонтных доков вообще. Только в начале 70-х гг., после появления в составе ВМФ АВК, была возобновлена программа развития сухих доков для ВМФ и ММФ в СССР. Однако после 1991 г. эта программа была опять прекращена при готовности самых трудоёмких работ (и на СФ и на ТОФ были уже полностью вырыты котлованы под сухие доки размеры которых должны были превзойти любые сухие доки в США, были спроектированы и начались работы по изготовлению огромных кранов и другого оборудования для доков).
Однако вернёмся к ПД. Благодаря своей мобильности ПД стали важным элементом системы рассредоточенного базирования. Поэтому с конца 50-х гг. ремонтные ПД, предназначенные для рассредоточенного базирования, стали систематически строится для ВМФ. Первым послевоенным ремонтным ПД стал стальной ПД пр.782 грузоподъёмностью (г/п) 8 000 т, построенный в Голландии в 1954 г. Затем на ССЗ «Паллада» в 1954 и 1960 г. было построено два железобетонных ПД пр.122А г/п 6 000 т. Вслед за этим для ВМФ было построено в 1965-1983 гг. много композитных (сталь и железобетон) ПД пр.823, пр.1758, пр.1760 , пр.10090. Эти ПД были построены на ССЗ «Паллада» и на ССЗ в г. Городец. Они имели г/п от 4 500 т до 6 500 т. Кроме того, в 1967 году на Кронштадском морском заводе был построен стальной ПД по пр.765 с г/п 2 000 тонн. Как видим это были ПД способные принимать только небольшие корабли, которые в то время и составляли основу надводного и подводного флота ВМФ СССР. Появление противогидроакустического покрытия на ПЛ потребовало создание специальных плавучих доков - эллингов (ПДЭ), внутри которых поддерживались благоприятные условия для проведения по этому покрытию восстановительных работ. Всего с 1973 по 1986 годы было построено 5 ПДЭ (3 пр.1777, 1 пр.1780, 1 пр.13560) на ССЗ «Паллада» и СЗЛК с г/п до 13 500 т.
Вступление в строй ВМФ первых АВК пр.1143 и ожидаемое строительство АВ пр.1153, пр.11435, пр.11437 и ПЛАРБ пр.941 потребовало в середине 70-х гг. начать строительство ПД большой грузоподъёмности (более 30 000 т). Однако заказать такие ПД на отечественных ССЗ оказалось невозможным. Поэтому один ПД г/п 80 000 т был заказан и построен в 1978 г. в Японии (для ТОФ), а другой ПД аналогичной грузоподъёмности заказан и построен в 1980 году в Швеции (для СФ). В это же время два ПД г/п 29 300 т были построены в Югославии (один в 1979 г., а другой в 1980 г.).
С другой стороны, некоторые ПД можно было использовать как спускные устройства на судостроительных заводах (в 1975 году был спроектирован в Западном ПКБ спускной ПД (СПД) пр.2121 г/п 25 000 т, который в 1980 г был построен на СМП и там же оставлен на эксплуатацию), и как транспортное средство для транспортировки глубоко сидящих судов по рекам, где были расположены многие крупные ССЗ (ЛАО, «Красное Сормово», СЗЛК и др.). Хотя эти транспортные плавучие доки (ТПД) и не являлись ремонтными, но они всегда входили в состав ВМФ и арендовывались МСП. Дело в том, что с помощью ТПД могла быть осуществлена передислокация некоторых боевых кораблей по внутренним водным путям (ВВП) с одного морского театра на другой.
Основным разработчиком всех ТПД для ВМФ СССР было Западное ПКБ. Первые 6 ТПД были построены в 1953-60 годах на ССЗ «Красное Сормово» и СЗЛК. Эти ТПД п р . 2 8 , 764 и 768 имели грузоподъёмность от 1 000 т до 1 700 т и были способны транспортировать ДПЛ пр.613, 633, 611 и СКР пр.50. Следующие 17 ТПД были построены в 1958-83 годов тех же ССЗ ( п р . 7 6 9 , 769А, 1753, 1757, 1769 и 20230). Грузоподъёмность этих ТПД составляла от 3700 т до 8500 т. ТПД были способны транспортировать ДПЛ и ПЛА п р . 6 2 9 , 659, 675, 670, 671, 667А, 667Б, 945. Кроме того, несколько ТПД было построено для МСП.
Для судоремонтных заводов ВМФ закупались также ПД, спроектированные для других министерств и ведомств. Так, для судоремонтных заводов было закуплено несколько железобетонный ПД грузоподъемностью 6 000 т, строительство которых велось в 1955-60 годов в г.Херсоне. Всего с 1945 по 1991 год для ВМФ СССР было построено более 50 ремонтных ПД и около 23 ТПД.


Военно-Морской флот
Подводные лодки
Боевые надводные корабли
Авианосцы
Крейсера
«Ворошилов»
«Максим Горький»
«Киров»
«Молотов»
«Калинин»
«Каганович»
«Чапаев»
«Железняков»
«Фрунзе»
«Чкалов»
«Орджоникидзе»
«Куйбышев»
«Мурманск»
«Петропавловск»
«Керчь»
«Адмирал Макаров»
«ПБ-101»
«Грозный»
«Адмирал Головко»
«Адмирал Фокин»
«Варяг»
«Адмирал Зозуля»
«Вице-адмирал Дрозд»
«Владивосток»
«Севастополь»
«Слава»
«Маршал Устинов»
«Червона Украина»
«Адмирал Флота Лобов»
«Свердлов»
«Дзержинский»
«Дзержинский»
«Орджоникидзе»
«Жданов»
«Адмирал Нахимов»
«Адмирал Ушаков»
«Александр Невский»
«Адмирал Лазарев»
«Александр Суворов»
«Адмирал Сенявин»
«Октябрьская Революция»
«Михаил Кутузов»
«Дмитрий Пожарский»
«Мурманск»
«Москва»
«Ленинград»
«Киров»
«Фрунзе»
«Калинин»
«Петр Великий»
Эскадренные миноносцы
Сторожевые и патрульно-дозорные корабли
Малые ударные боевые корабли
Противолодочные корабли
«Сообразительный»
«Комсомолец Украины»
«Проворный»
«Отважный»
«Стройный»
«Красный Кавказ»
«Решительный»
«Смышленый»
«Строгий»
«Сметливый»
«Смелый»
«Красный Крым»
«Способный»
«Скорый»
«Сдержанный»
«Огневой»
«Образцовый»
«Одаренный»
«Славный»
«Стерегущий»
«Азов»
«Николаев»
«Керчь»
«Таллин»
«Очаков»
«Петропавловск»
«Ташкент»
«Надежный»
«Губительный»
«Ловкий»
«Твердый»
«Толковый»
«Кронштадт»
«Адмирал Исаков»
«Адмирал Нахимов»
«Адмирал Макаров»
«Адмирал Октябрьский»
«Адмирал Исаченков»
«Маршал Тимошенко»
«Василий Чапаев»
«Маршал Ворошилов»
«Адмирал Юмашев»
«Удалой»
«Вице-адмирал Кулаков»
«Маршал Василевский»
«Адмирал Захаров»
«Адмирал Спиридонов»
«Адмирал Трибуц»
«Маршал Шапошников»
«Североморск»
«Адмирал Левченко»
«Адмирал Виноградов»
«Адмирал Харламов»
«Адмирал Пантелеев»
«Адмирал Чабаненко»
«Адмирал Кучеров»
«Жгучий»
«Александр Кунахович»
«МПК-215»
«МПК-67»
«Башкортостан»
«Комсомолец Латвии»
Сторожевые катера
Речные артиллерийские корабли и катера
Минно-тральные корабли
Десантные корабли и катера
«Воронежский Комсомолец»
«Крымский Комсомолец»
«Томский Комсомолец»
«Комсомолец Карелии»
«Сергей Лазо»
«Орск»
«Александр Торцев»
«50 лет шефства ВЛКСМ»
«Донецкий Шахтер»
«Николай Вилков»
«Николай Фильченков»
«Петр Ильичев»
«Красная Пресня»
«Пересвет»
«Азов»
«Калининград»
«Цезарь Куников»
«БДК-14»
«Оленегорский Горняк»
«Александр Отраковский»
«Александр Шабалин»
«БДК-32»
«БДК-98»
«Георгий Победоносец»
«Илья Азаров»
«Кондопога»
«Константин Ольшанский»
«Минск»
«Новочеркасск»
«Ослябя»
«Ямал»
«Александр Николаев»
«Евгений Кочешков»
«Иван Рогов»
«Кировоград»
«Митрофан Москаленко»
«Мордовия»
«СДК-84»
«МДК-9»
Корабли и суда обеспечения
Разведывательные корабли
Корабли комплексного снабжения
Наливные суда
Транспорты вооружения
Транспортные суда
Спасательные суда
Плавучие базы подводных лодок
Плавучие мастерские, базы перезарядки реакторов ПЛА
Плавучие станции
Гидрографические суда
Суда обеспечения системы базирования
Суда для боевой подготовки
Плавучие доки
Пассажирский флот
Грузовой флот

Плавучие доки ВМФ СССР