Тяжелый авианесущий крейсер проекта 11433 «Новороссийск»
Страны под флагом которых служил: СССР
Год списания с флота: 1991
Водоизмещение (надводное/подводное): 31900 (стандартное)
Размеры:
длина -
273,1 м (наибольшая)
ширина - 31,0 м (по КВЛ)
осадка - 11,5 (максимальная)
Скорость хода: 32,5 уз. (максимальная)
Дальность плавания:
над водой -
7160 миль
Силовая установка: 4 x 35 500 л. с.
Вооружение: 18 самолетов, 18 вертолетов
Экипаж: 1607 чел.

Новороссийск

авианосец Черноморского и Тихоокеанского флотов Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР) в 1978—1991 гг.

Постройка

Проект был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро в январе 1975 г. (руководитель А. Н. Маринич), утвержден в июле 1975. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. Впервые в СССР авианосец был рассчитан на размещение десанта на борту, прием тяжелых транспортных вертолетов и базирование истребителей Як-38П.

Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор Ганькевич). Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 г. С 1978 г. спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.

15 августа 1982 г. на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Характеристики

Предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям в составе группы.

Как и у других моделей советский авианесущих крейсеров, полетная палуба расположена под углом к продольной оси (4,5°), покрыта термостойкими плитами АК-9Ф, а надстройка смещена к правому борту.

Энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3, разделялась на два эшелона. Для выработки электроэнергии применялись 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15 МВт.

На борту размещались две эскадрильи: противолодочных вертолетов Ка-27 и самолетов Як-38П, их общее число увеличено до 36 (больше, чем у авианосцев «Киев» и «Минск»). Авиатехника располагалась в ангаре под полетной палубой, там удалось разместить 24 машины. На полетную палубу их поднимали с помощью двух подъемников: подъемник для самолетов располагается в районе миделя, подъемник для вертолетов позади надстройки.

Вооружение состоит из 4 установок П-500 Базальт (16 ракет), 2 установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 артиллерийских установок АК-726 и 8 30-мм установок АК-630, 1 установки противолодочного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбометов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60)). Торпедные аппараты отсутствовали.

Функционирование в составе флота

Хотя корабль был приписан к Тихоокеанскому флоту, первое время он выполнял задачи в составе Черноморского флота.

9 мая 1983 г. участвовал в параде на рейде Севастополя.

14 мая—7 июня в составе группы совершил переход в Североморск. Там в составе Северного флота принял участия в учениях.

С 17 октября 1983 г. по 27 февраля 1984 г. в составе группы совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования совершил заходы в Луанду (Ангола), Викторию (о. Сокотра), Мапуту (Мозамбик), Мадрас (Индия).

В 1984 г. участвовал в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень».

В марте-апреле 1985 г. участвовал в учениях Тихоокеанского флота в районе Гавайских о.

В 1986 году проводился частичный ремонт в Дальзаводе, бухте Золотой рог г. Владивостока, затем в плавдоке.

12—16 мая 1988 г. нанес визит в г. Вонсан (КНДР).

В 1988—1990 гг. прошёл средний ремонт на «Дальзаводе».

Последний поход состоялся в мае 1991 г.

Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 полетов самолетов и 2300 полетов вертолетов.

Из-за сокращения финансирования в 1991 г. был поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской гавани.

В январе 1993 г. на корабле произошёл пожар. Был поставлен в док для ремонта, но 30 июня 1993 г. было принято решение об исключении из состава флота.

В 1994 г. продан южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314 млн долл. В январе 1996 г. отбуксирован в порт Пусан (Южная Корея). 

Cмотреть всю галерею