Гидроизоляция бетонного пола.

Игровые аппараты играть бесплатно без регистрации http://www.azartcasinoslots.ru.
Минно-тральные корабли ВМФ СССР

Огромное значение этих кораблей для ведения любых боевых действий на море никогда не подвергалось сомнению в послевоенном ВМФ СССР. Планы строительства тральщиков (ТЩ) всегда утверждались руководством СССР без сокращений, ибо трагический опыт борьбы с минами на Балтике отечественного флота был широко известен в обществе, в том числе и в высших партийных кругах. Наконец, тральщики - это единственные корабли ВМФ, которые продолжают еще долго воевать с минами после окончания любой войны, причем, заметим, не только и не столько в интересах ВМФ. В ВМФ СССР после войны минно-тральные корабли были представлены минными заградителями, морскими, базовыми, рейдовыми и речными тральщиками. Простота использования минного оружия привела к его широкому распространению в годы ВМВ и ВОВ. Так, только в европейских водах за годы ВМВ было выставлено более 600 000 мин. Практически все надводные корабли и подводные лодки получили на вооружение минное оружие. Это обстоятельство привело к потере актуальности строительства специальных кораблей - минных заградителей (МЗ). Однако в ряде стран, исходя из своих национальных интересов, и после окончания ВМВ продолжалась постройка МЗ: Англия, Дания, Норвегия, Турция, Финляндия, Швеция и Япония. Обращает на себя внимание, что эти страны либо обладают важными проливными зонами, либо находятся рядом с ними. Понятно, что только специальные МЗ с готовым запасом мин на борту могут быстро и точно выставить минные заграждения в этих проливных зонах. Обычные надводные корабли потребуют много времени на погрузку мин, ибо они их берут только на верхнюю палубу и только в перегруз, а авиация, хотя и обладает большой скоростью доставки мин, но точность их постановки небольшая и поэтому для постановки оборонительных минных заграждений в своей операционной зоне она малопригодна. Во многих странах велось также строительство сетевых заградителей. В ВМФ СССР после сдачи на слом в конце 50-х годов минных заградителей довоенной постройки было принято решение построить серию универсальных минно-сетевых заградителей. Руководство ВМФ СССР в лице Главкома адмирала С.Г.Горшкова тогда считало, что у СССР нет таких важных узкостей которые надо быстро защитить минными заграждениями в случае начала войны. С другой стороны, рассредоточенное базирование сил ВМФ в случае возникновения войны требовало быстрого их оборудования, для чего и требовались эти универсальные корабли. В последующем эта первоначальная идея создания таких кораблей была забыта, а документально не была оформлена, как это часто бывало в те времена, и осталась лишь в воспоминаниях части свидетелей высказываний Главкома ВМФ. В начале 60-х годов на СМЗ им. Орджоникидзе, г.Севастополь началось строительство серии минно-сетевых заградителей по пр.317. Головной корабль этого проекта «Припять» был сдан флоту в 1967 году. Всего до 1976 года удалось построить 3 корабля. Несмотря на достаточно большое стандартное водоизмещение в 2 090 тонн минное вооружение включало всего 150 мин обр.1908/39 или 80 КСМ. Корабли имели крыльчатые движители, что, по мнению конструкторов, должно было им обеспечить высокую маневренность при постановке минных заграждений и работе с сетевыми заграждениями. Однако сложности в эксплуатации крыльчатых движителей не компенсировали их преимуществ, что отрицательно сказалось на судьбе этих кораблей в дальнейшем. Оборонительное вооружение включало одну счетверенную артустановку ЗИФ-75 с РЛС управления «Барс». На корме была оборудована вертолетная площадка. В процессе строительства и во время ремонтов изменялось крановое оборудование. Сравнение пр.317 с лучшим зарубежным МЗ постройки после ВМВ типа «Фальстер» (Дания и Турция) показывает, что наш корабль при близком водоизмещении уступал ему по минному вооружению (150 мин вместо 400), артиллерийскому вооружению (1x4 57-мм вместо 2x2 76-мм) и скорости хода (14 5 узлов вместо 16.5). Однако «Фальстер» - специализированный МЗ. С другой стороны, пр.317 как сетевой заградитель (СЗ) превосходил все СЗ других стран, построенных в 50-х - 60-х годах.
После окончания ВОВ из отечественных проектов тральщиков наш ВМФ располагал уцелевшими во время войны базовые тральщиками пр.3, 53, 53У и 58 (безнадежно устаревшими) и в большом количестве практически только рейдовыми тральщиками пр.253Л и катерными тральщиками, имевшими неконтактные тралы. Поэтому уже в 1946 году начались работы по созданию новых тральщиков всех классов. При этом упор делался на эффективность в борьбе с неконтактными минами. Для морских ТЩ (МТЩ) были определены следующие боевые задачи: определение границ минных заграждений и уничтожение последних; разведывательное и контрольное траление; прокладка фарватеров в минных полях; проводка за тралами кораблей и судов. И, кроме того, участие в постановке минных заграждений. Вначале было достроено 13 МТЩ по пр.73К, корпуса которых сохранились на ССЗ. На них вместо паротурбинных установок разместили дизельные. Эти корабли считались как бы «военным проектом», хотя сдавались они флоту вплоть до 1949 года. Однако первым послевоенным МТЩ стал базовый тральщик пр.254 (позднее корабли данного проекта отнесли по классификации к МТЩ). ТТЗ на его проектирование было выдано в 1946 году в ЦКБ-363 (позже - Западное ПКБ). Главным конструктором был назначен Г.М.Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В.С.Авдеев. Проект, созданный в 1946 году, предусматривал освоение нового поточно-позиционного метода сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль в отечественном ВМФ, выполненный полностью сварным.
Корабль имел полубачную архитектуру. Основным материалом корпуса служила судостроительная сталь марки Ст.4с. Маломагнитная сталь марки ЭИ-269 применялась лишь для накладных листов под компасы. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всем протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Особое внимание уделялось вопросам защиты тральщика от минного оружия, прежде всего неконтактного. В этих целях на нём устанавливалось специальное размагничивающее устройство, состоявшее их трех обмоток - основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство, предназначенное для защиты от магнитных и индукционных мин, обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах Ѓ} 2000 нТ (+20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС. Состав вооружения включал: две спаренных 37-мм автомата В-11 открытого типа, располагавшиеся на баке и на надстройке в корме; две спаренные 12.7-мм пулеметные установки 2М-1; два бомбомета типа БМБ-1; минного (корабль мог принять в перегруз на ВП до 10 мин КБ-3 или до 16 мин обр.1908/39гг., постановку которых осуществляли с помощью минных путей и скатов), а также противоминного (трального). В состав последнего входил один комплект контактного морского трала типа МТ-1, неконтактные тралы (два комплекта буксируемого акустического трала типа БАТ-2 и один комплект соленоидного электромагнитного трала типа ТЭМ-52), а также один цепной охранитель корабля ЦОК-1-40. Помимо этого корабль имел типовое по тому времени навигационное, радиотехническое вооружение, обеспечивавшее безопасность плавания, связь, а также применение артиллерии. Суммарная мощность двух главных двигателей (дизелей типа 9Д) равнялась 2200 л с. и обеспечивала скорость полного хода более 14 узлов. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное - 569 т. При нормальном водоизмещении на глубокой воде при состоянии моря и ветра до трех баллов скорость свободного полного хода (без трала) составила 14 узлов и 8.3 узлов (с тралом МТ-1). Скорость экономического хода равнялась 10 узлов. На этой скорости дальность плавания была 3800 миль. На МТЩ пр.254 удалось достичь более высокой, чем у БТЩ пр.53-У (примерно в 3 раза), тральной производительности. В то же время усовершенствование трального вооружения, а также опыт эксплуатации этих кораблей потребовал разработки многих модификаций пр.254 (пр.254К, 254М и 254А). Головной корабль пр.254К (сдан ВМФ в 1952 г.) имел уже новое вооружение : контактный трал МТ-2, ГАС «Тамир-11», РЛС «Линь», «Рым-К» и большую мощность электроэнергетической установки. Корабли проекта 254М (головной вступил в строй в 1955 году) имели «морской глубоководный» контактный трал, электромагнитный и акустический тралы, более современные бомбометы, а вместо 12.7-мм пулеметов размещались 25-мм автоматы. При этом усовершенствование трального вооружения позволило увеличить скорость совместной буксировки электромагнитного и акустического тралов с 7 до 12 узлов. Приборы управления электромагнитным тралом стали обеспечивать любые формы напряженности магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом. Кроме того, гребные винты фиксированного шага были заменены на гребные винты регулируемого шага (ВРШ). В итоге, в ходе модернизации полное водоизмещение корабля возросло до 600 т. Внедрение новых требований по противоатомной защите кораблей было осуществлено на пр.254А, начавших поступать в состав ВМФ с 1957г. На корабле осуществлялось дополнительное подкрепление корпуса и была проведена частичная герметизация внутренних помещений, смонтирована вентиляция боевых постов по замкнутому циклу и установлена система водяной защиты. Кроме этого, 37-мм автоматы В-11 заменили на два одноствольных 45-мм автомата ЗИФ-17. Корабли были построены крупной серией на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде и в Керчи на ССЗ «Залив». Головной МТЩ пр.254 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде Всего до начала 60-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире.
Большое количество тральщиков пр.254 было поставлено на экспорт (в основном, модификация пр.254К). Кроме того, в Польше и Китае осуществлялось их строительство для своих флотов по лицензии. Много кораблей этого проекта было переоборудовано в корабли вспомогательного назначения (водолазные, спасатели и т.д.). Ряд кораблей (20 ед.) после переоборудования по пр.258 был переклассифицирован в корабли воздушного наблюдения. В 1949 году в то же Западное ПКБ было выдано ТТЗ на разработку первого советского МТЩ. Главным конструктором этого корабля, получившего номер пр.264, стал А.Г.Соколов, а главным наблюдающим от ВМФ - капитан 3 ранга В.Т.Кузьмин. На эти корабли возлагались те же задачи, что и на МТЩ пр.254, но предполагалось достичь еще более высокой тральной производительности. Решение этой задачи виделось в оснащении новых тральщиков усовершенствованным противоминным вооружением и ведении траления на больших скоростях хода. На пр.264 устанавливалось следующее вооружение: две спаренные 57-мм артустановки ЗИФ-31 и два спаренных 25-мм автомата 2М-ЗМ; один 24 ствольный бомбомет МБУ-600; минное в перегруз - на верхнюю палубу, а также противоминное (морской контактный трал МКТ-1, электромагнитный трал ТЭМ-52 и быстроходный глубоководный акустический трал БГАТ). Полное водоизмещение корабля достигло 840 тонн. Архитектура, конструкция и материал корпуса, компоновка боевых постов, размещение служебных и жилых помещений почти аналогичны кораблям пр.254. Главная энергетическая установка-дизельная, двухвальная (два двигателя типа 37ДР мощностью по 2000 л.с. каждый). В отличие от пр.254, здесь энергетическую установку разместили в двух эшелонах, как это было принято на БТЩ довоенных проектов. Скорость полного свободного хода 17.6 уз., экономического - 12 узлов, с контактным тралом - 11.4 узлов. Дальность плавания составляла - 2500 миль (при скорости хода 12 узлов). Головной МТЩ пр.264 был построен на Средне-Невском ССЗ только в 1957 году. Серийные кораблям было решено строить по откорректированному пр.264А. В нём были учтены новые образцы разработанного вооружения и новые требования к кораблю в целом. Повысилась защищенность корабля по его физическим полям: модернизировано размагничивающее устройство, внедрены конструктивные решения, снизившие уровень собственного акустического поля корабля (для этого предусматривалось резиновое покрытие корпуса в районе машинных отделений, фундаментов главных двигателей, дизель-генераторов, осуществлено воздушное экранирование гребных винтов). Сняты 25-мм автоматы, бомбометная установка МБУ-600 заменена на РБУ-1200, установлена новая ГАС «Тамир-11М». В результате модернизации полное водоизмещение тральщика достигло 868 тонн. Головной корабль этого проекта был принят флотом в 1958 году. Всего по этому проекту до 1961 года было построено 24 корабля. На базе этих тральщиков в 1962 году были созданы первые послевоенные спасатели подводных лодок. В 1975г. в связи с резко возросшими требованиями к минно-тральным кораблям все МТЩ пр.264 были переклассифицированы в СКР и с них было снято всё противоминное вооружение. В конце 70-х годов 3 уже СКР пр.264А были переоборудованы в корабли воздушного наблюдения. Сравнивая первые отечественные послевоенные МТЩ с зарубежными аналогами, необходимо отметить, что по уровню физических полей пр.254 и пр.264А значительно уступали МТЩ США типа «Эджайл» постройки 1952-1956 гг., корпуса которых были сделаны из древесины, а оборудование и механизмы в специальном маломагнитном исполнении и на специальных фундаментах. По тральному вооружению их можно считать равноценными, по ГАС и РЛС наши корабли уступали, а по остальному вооружению превосходили МТЩ США. Отметим, что после ВМВ во всех ведущих морских державах тральщики строились либо из древесины, либо композитными, а в 70-х годах и из стеклопластика. Наконец, морские тральщики после ВМВ строились только в США. Развитие морского минного оружия на рубеже 60-х годов и традиционные требования к тральщику как к кораблю, «ходящему по минному полю», привели к необходимости резко улучшить его защиту по физическим полям. Ряд специалистов уже тогда полагали, что делать упор в борьбе с минами на традиционные силы и средства бесперспективно и нужно искать иные решения, приостановив в 60-х годах массовое строительство тральщиков обычного типа, как это было сделано в ведущих морских державах. Но с мнением этих специалистов в руководстве ВМФ СССР мало считались. А именно в это время США, опираясь на опыт войны в Корее (1950-1952 годы), начали работы по созданию вертолетной системы траления и первых искателей мин. То есть отрабатывалась концепция «безопасного траления». В европейских странах (Франция, Италия) велись опыты с боевыми пловцами, то есть начала отрабатываться концепция «интеллектуального поиска и уничтожения мин». Эти работы привели к созданию в середине 60-х гг. принципиально новых противоминных сил и средств. Однако в ВМФ СССР вплоть до середины 70-х годов основной упор делался на традиционные методы борьбы с минами - тральщик должен «ходить над минами». Проектирование нового МТЩ пр.266, шифр «Аквамарин», началось с выдачи в 1956 году ТТЗ в Западное ПКБ. Главный конструктор был Н.П.Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ капитан - 2 ранга В.Т.Кузьмин. Разработка эскизного проекта была завершена в 1957 году, а технического - в 1959 году. Принципиальным отличием его от всех ранее построенных в нашей стране тральщиков стало придание ему высокой степени собственной защищенности от подрыва на минах. Так, например, в сравнении с МТЩ пр.264А, физические поля корабля пр.266 были уменьшены в десятки раз. Однако ведь и чувствительность взрывателей мин возросла во много раз (это было выяснено во время Вьетнамской войны в 60-х - 70-х годах, когда вытралить мины США традиционными методами не удавалось). Для защиты от неконтактных мин с магнитными взрывателями на тральщиках пр.266 при формировании корпуса и фундаментов были применены маломагнитные стали. Вслед за ФРГ, где подобная сталь использовалась для корпусов ПЛ, нашему флоту также пришлось познать все «прелести» этого материала. Механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались в маломагнитном исполнении. Было установлено размагничивающее устройство, содержащее как общекорабельные обмотки, так и местные (для компенсации магнитного поля от наиболее крупных механизмов и элементов электрооборудования) с системой автоматического регулирования. Предусмотрено устройство, компенсирующее поле от вихревых токов в корпусе при бортовой качке, с системой автоматического управления. Для защиты от неконтактных мин с акустическими взрывателями, предусматривалась оклейка фундаментов главных двигателей, дизель-генераторов и электрокомпрессоров демпфирующим резиновым покрытием; установка звукоизлучающих механизмов на изолирующие амортизаторы; монтаж гибких вставок в трубопроводах; применение малошумных гребных винтов регулируемого шага большого диаметра, а также установка малошумных механизмов и оборудования.
Противоминное вооружение (электромагнитный широкополосный, акустический и контактный тралы, большие шнуровые заряды), позволяло обеспечить траление современных мин на глубинах моря от 25 до 150 м. Кроме того, предусмотрен прием вперегруз и разновременное использование вторых комплектов штатных, а также сетевых, придонных и других тралов.
Была автоматизирована работа контактного, акустического и электромагнитного тралов. Артиллерийское вооружение представлено двумя 30-мм автоматами АК-230М с РЛС управления «Рысь». В качестве средства обнаружения мин была установлена специальная ГАС «Лань». Для решения задач ПЛО, а также уничтожения мин было предусмотрено размещение двух РБУ-1200, которые впрочем устанавливались только на некоторых кораблях. Главная энергетическая установка двухвальная с эшелонным расположением дизельных двигателей типа М-503 с дистанционным управление. Электро-энергетическая система включила в себя три дизель-генератора переменного тока напряжением 380В и общей мощностью 500 кВт. Полное водоизмещение корабля составляло 560 т; скорость полного свободного хода 16 узлов, с одним из тралов - 14 узлов, боевого экономического - 12 узлов (обеспечивалась дальность плавания 1500 миль).
Строительство МТЩ пр.266 было развернуто на двух заводах: Средне-Невский ССЗ и Хабаровский ССЗ. Всего с 1963 по 1971 годы был построен 41 корабль этого проекта (25 в Ленинграде и 16 в Хабаровске). Головной корабль был включен в состав ВМФ в 1963 году. К недостаткам этого проекта относят отсутствие средств поиска и обнаружения донных мин. По этой причине МТЩ пр.266 уступал по противоминным возможностям МТЩ США типа «Эбилити» которые имели на вооружении уже первые искатели мин, а специальная ГАС позволяла обнаруживать и донные мины. После постройки небольшой серии этих МТЩ (3 ед.) в США вплоть до 70-х гг. было прекращено строительство всех тральщиков, поскольку решение противоминных задач США переложили на союзников по НАТО из-за большой потенциальной минной угрозы на европейском ТВД. Устранение отмеченных недостатков пр.266 было осуществлено в ходе модернизации его по проекту 266М в том же ПКБ. Главный конструктор - Т.Д.Походун, а главный наблюдающий от ВМФ остался прежним. Решение о модернизации проекта было принято в 1965 году. Было предусмотрено: замена электромагнитного трала обычного типа на глубоководный, с новой аппаратурой управления; принятие трала для уничтожения активных мин; установка трех-канапьного широкополосного буксируемого телевизионного искателя-уничтожителя мин, а также комплексного искателя-уничтожителя мин; размещение ГАС «Мезень» для обнаружения донных мин. Для снижения акустического поля корабля предусматривалась установка главных двигателей М-504 на вибродемпфирующие продольные балки, а гребных винтов с мало-шумными лопастями - в шумопонижающие насадки. Архитектура, конструкция корпуса, тип и компоновка главной энергетической установки в сравнении с МТЩ пр.266 особых изменений не претерпели. Кроме противоминного изменился и состав другого вооружения: к двум 30-мм автоматам добавились два спаренных 25-мм автомата 2М-ЗМ. РБУ-1200 устанавливались на всех тральщиках этого проекта. Эти и другие вышеперечисленные мероприятия в итого привели к увеличению длины и полного водоизмещения до 790 тонн. Скорость свободного хода корабля осталась прежней -17 узлов. В процессе постройки и ремонтов на МТЩ пр.266,266М были размещены ПЗРК «Стрела-3». Головной корабль пр.266М «Семён Рошаль» был сдан ВМФ в 1970 году. Строительство МТЩ пр.266М было развернуто на тех же заводах и продолжалось с 1970 по 1978 годы. Всего было построено по этому проекту 32 корабля (27 в Ленинграде и 5 в Хабаровске). МТЩ этого проекта из состава ТОФ принимали участие в конвоировании советских судов в Персидском заливе.
На базе этого проекта был создан экспортный вариант МТЩ пр.266МЭ. Было построено 12 един, для Индии, 8 для Ливии и 1 для Сирии. Наконец последним МТЩ в ВМФ СССР был тральщик пр.12660, шифр «Рубин». Проектирование его началось в Западном ПКБ по ТТЗ выданному в 1979 году. Главный конструктор Н.П.Пегов, главный наблюдающий ВМФ капитан 2 ранга А.П.Демешкевич. Проектированию корабля предшествовали разнообразные научные и опытно-конструкторские работы, которые позволили значительно снизить уровень физических и вооружить МТЩ новыми боевыми средствами. Непосредственно по указанию Главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г.Горшкова на корабле было усилено артиллерийское вооружение. На этапах эскизного и технического проектов существовали варианты с вертолетным вооружением, но из-за роста водоизмещения от них, к сожалению, отказались. Пожелание увеличить скорость хода реализовано не было из-за отсутствия соответствующих двигателей. Главком считал, что при большей скорости полного хода новые МТЩ смогли бы действовать в составе оперативных соединений не сковывая их своей тихоходностью. Увеличение глубин постановки мин в 70-х годах привело к тому, что и многие глубоководные районы где маневрировали оперативные соединения становились миноопасными. По этой причине и возникла потребность включения тральщиков в их состав. Корпус корабля как и у МТЩ пр.266 был выполнен из маломагнитной стали. Корабль оснащен всеми видами противоминного вооружения.
Впервые в отечественном ВМФ на корабле разместились: подводный комплекс уничтожения мин «Гюрза», самоходный искатель - уничтожитель мин «Кетмень» и искатель - уничтожитель «Палтус». Кроме того на корабле размещено 3 ГАС поиска мин, в том числе впереди по курсу. Артиллерийское вооружение включало одну 76-мм арт-установку АК-176 и один 30-мм автомат АК-630 с единой РЛС управления «Вымпел». Для усиления ПВО на корабле разместили ПЗРК типа «Стрела-3».
Все эти усовершенствования привели к росту полного водоизмещения до 1220 т. по сравнению с пр.266М. Однако за счет увеличения длины и некоторого увеличения мощности главной энергетической установки удалось сохранить скорость полного хода без тралов более 17 узлов. Головной МТЩ пр. 12660 «Железняков» был построен в 1988 году на Средне-Невском ССЗ в г.Ленинграде. Второй корабль «Гуманенко» был уже построен для ВМФ РОССИИ в 1993 году. Строительство серия было прекращено после развала СССР. Сравнивая этот корабль с единственным зарубежным аналогом МТЩ США «Авенджер» можно заметить, что по противоминному вооружению наш корабль ему не уступает, а по остальному вооружению, скорости и маневренности превосходит. Пожалуй только на МТЩ пр 12660 удалось в определенном отношении даже превзойти лучшие иностранные противоминные корабли такого класса. Базовые тральщики (БТЩ) являлись в ВМФ СССР самыми массовыми противоминными кораблями. Они предназначены для разведки и траления мин в прибрежной зоне, в районах базирования флота, а также в шхерах и узкостях. Учитывая большой объём предстоявшего с окончанием ВОВ разминирования акваторий наших и сопредельных морей, уже в 1945 г было выдано задание на срочную разработку проекта нового базового тральщика. Приступая к данной работе, КБ Балтийского судостроительного завода (главный конструктор А.Г.Соколов, главный наблюдающий от ВМФ А.Ф Бунаков) приняло за основу проект малого тральщика - «сторонника» 253Л, прошедшего эксплуатацию в годы войны, чтобы достичь на новом БТЩ лучших мореходных и маневренных качеств, а также усилить его тральное вооружение. Их противоминное вооружение включало следующие тралы: морской контактный типа МТ-3 и придонный одинарный типа ОПТ, а также неконтактные - петлевой электромагнитный типа ПЭМТ-4 и два буксируемых акустических - БАТ-2. Обнаружение якорных мин возлагалось на ГАС «Тамир-10», а защита от подрыва на минах с магнитными взрывателями - на специальное размагничивающее устройство, которое компенсировало вертикальную составляющую магнитного поля до 20 МЭ (2000 НТ) на глубине 4 м от КВЛ. Других мероприятий по снижению собственных физических полей корабля на этом БТЩ еще не предусматривалось. Оружие самообороны включало два 45-мм полуавтомата 21-КМ и два спаренных 12.7-мм пулемета системы ДШК. Как и БТЩ пр.253Л, тральщик пр.255 мог принимать на палубные минные рельсы в перегруз несколько мин заграждения.
Главная энергетическая установка состояла из трех импортных дизелей мощностью по 230 л.с. обеспечивающих скорость полного хода без тралов 12 узлов. Головной БТЩ нового пр.255, заложенный на Балтийском ССЗ в Ленинграде вошел в состав ВМФ уже в 1946 году. Серийное же строительство данных кораблей развернули в г.Рыбинске. Однако, четырехлетняя эксплуатация этих кораблей выявила необходимость улучшения характеристик ГЭУ корабля. Поэтому в 1950 году проект откорректировали, присвоив ему пр.255К, предусмотрев вместо импортного оборудования установку более мощных отечественных дизелей ЗД-12 (мощностью по 300 л.с). Работы над ним возглавил главный конструктор В.И.Блинов, и головной БТЩ пр.255К, построенный в г. Рыбинске был сдан ВМФ в 1951г. Всего по проектам 253Л, 255 и 255К с 1943 по 1952 годы было построено более 250 БТЩ (125 БТЩ после окончания ВОВ). БТЩ пр.255 и 255К интенсивно использовались в ходе послевоенного морского траления. ТТЗ на разработку нового БТЩ ВМФ выдал в 1946г. Проектированием его занималось Западное ПКБ. Главным конструктором этого проекта 265 оставался В.И.Блинов, а главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В С Авдеев. ТТЗ предусматривало расширение круга решаемых задач по сравнению с БТЩ пр.255, и прежде всего:»...ведение самостоятельных тральных операций, поддержание оперативного режима ПМО в районе пунктов базирования на удалении до 60 миль, а также участие в постановке минных заграждений и минных банок...».
Противоминное вооружение БТЩ пр 265 оставалось таким же, как и у БТЩ пр 255 На нём применили лишь ГАС «Тамир-11» и усовершенствовали размагничивающее устройство. Артиллерийское же вооружение состояло из одной 37-мм артустановки В-11 и двух 14.5-мм пулеметных установок типа 2М-7. Основная особенность этого БТЩ состояла в реализации на нём в качестве движительного комплекса специального крыльчатого движителя (комплекс ДКК16/8), что давало возможность улучшить маневренные качества корабля в условиях стесненной акватории. Однако ряд недостатков такого движителя, особенно в сравнении с преимуществами использования гребных винтов регулируемого шага, привел к тому, что он не получил дальнейшего распространения на противоминных кораблях. Главная энергетическая установка БТЩ пр 265 включала в себя помимо двух крыльчатых движителей два дизеля типа 33-Д (по 900л.с. каждый), которые обеспечивали скорость полного хода без тралов до 14.5 узлов Корабли этого проекта строились в г.Рыбинске Головной вошел в строй в 1953 г. Однако, мореходные испытания головного корабля, выявившие серьезные недостатки в конструкции корпуса и форме его обводов, которые приводили к интенсивному заливанию палубы и забрызгиванию механизмов при волнении, потребовали серьезной доработки проекта. В откорректированном пр 265К были изменены носовые обводы корпуса и добавлены боковые кили, а также усилено ледовое подкрепление. Предусматривалась и более совершенная радиотехническая аппаратура. Пулеметы 14.5-мм заменялись на более эффективные 25-мм автоматы 2М-ЗМ (стрельба из пулеметов по всплывшим минам не гарантировала их уничтожения, очень часто мины просто тонули не взрываясь), а контактный трал на более совершенный Предусмотрена также возможность размещения нового неконтактного трала СЭМТ. Всё это, естественно, увеличивало водоизмещение корабля.
Дальнейшая модернизация тральщиков пр. 265 касалась учета требований по противоатомной защите кораблей, совершенствования и повышения мощности их энергетической установки и размагничивающего устройства. Работы по корректировке технического проекта, получившего номер 265А закончили в 1956 г. В нём несколько изменили состав вооружения. Вместо акустического трала БАТ-2 на борт принимался другой трал данного назначения - АТ-2; ГАС «Тамир-11» заменялась ГАС МГ-11-265А. Вместо 37-ым автомата корабли вооружались одним 45-мм автоматом СМ-21 ЗИФ, а с четвертого корабля серии артустановками 57-мм калибра ЗИФ-71. В результате полное водоизмещение кораблей опять возросло и достигло 319 т. Головной из них флот получил в 1960 г На основе БТЩ пр.265-А был разработан и отдельный проект, 265И. Этот корабль можно считать прообразом наших современных тральщиков-искателей мин (ТЩИМ). По этому проекту достраивались три последних корабля серии. Прежнее тральное вооружение было заменено на первые отечественные образцы буксируемых трехканальных телевизионных искателей мин типа ИТ-3. Такие системы обеспечивали визуальное обнаружение морских мин вне зависимости от их противотральной стойкости и типа взрывателя, хотя существенным недостатком данных искателей была большая зависимость от степени прозрачности водной среды. Корабли этого проекта строились в г.Рыбинске с 1953 года по 1962 год. Всего было построено около 40 кораблей этого проекта всех модификаций. Сравнивая первые послевоенные БТЩ с зарубежными аналогами можно заметить явное отставание отечественных кораблей в вопросах защиты по физическим полям. Все зарубежные БТЩ были построены из древесины и имели специально изготовленные механизмы, а отечественные БТЩ из обычной судостроительной стали и с обычными механизмами. Средства поиска мин и средства борьбы с ними на отечественных БТЩ тогда были несколько хуже. Более или менее одинаковым было артиллерийское вооружение. Создание противоминных кораблей нового поколения - БТЩ проектов 257Д, 257ДМ, 257ДМЭ - уже в значительно большей степени учитывало новые требования в военной области Их появление было обусловлено желанием использовать в конструкциях корпуса, основных механизмов и оборудования новых материалов, а также применение перспективных образцов искателей мин и искателей - уничтожителей мин. При этом ВМФ выдвинул задачу «создать современный БТЩ, который мог бы не только обладать собственной высокой защищенностью от подрыва на минах различных типов, но и нести на себе и использовать в качестве нового противоминного средства искатели-уничтожители мин». ВМФ видел решение этой проблемы в значительном снижении уровней собственных магнитного, электрического, гидроакустического и гидродинамического полей корабля, для чего предлагалось «создать небольшой по водоизмещению (до 250 т) БТЩ с корпусом из древесины или маломагнитной стали». Работы над эскизным проектом корабля согласно выданному ВМФ в 1956 году ТТЗ осуществлялись на конкурсной основе двумя организациями - ЦКБ-19 и Западным ПКБ (главные конструкторы, соответственно, В.И.Блинов и Д.И.Рудаков). После рассмотрения представленных вариантов в начале 1958 года была утверждена проектная документация Западного ПКБ. При этом для обеспечения требуемого водоизмещения корабля из двух вариантов проекта- с корпусом из древесины(пр.257Д) или маломагнитной стали (пр.257М) - остановились на первом и решили в дальнейшей работе применять нормы обитаемости и запасов пресной воды, принятые в проектировании боевых катеров. Главным наблюдающим от ВМФ по проекту 257Д стал полковник А.Т.Ильичев. На новом БТЩ по сравнению с предшественниками удалось снизить уровень магнитного поля почти в 50 раз, акустического в 10, а электрического в 5. Удалось достичь и значительного снижения гидродинамического поля. В качестве материала корпуса применили древесину и фанеру, для фундаментов, механизмов, устройств и оборудования частично или полностью использовали маломагнитную сталь и легкие сплавы. Кроме того, размагничивающее устройство содержало как общекорабельные, так и местные (для наиболее крупных механизмов или элементов электрооборудования) компенсирующие обмотки с системой автоматического регулирования тока. С целью снижения электрического поля использовались диэлектрическое покрытие всех деталей, соприкасавшихся с забортной водой, и изоляция донно-забортной арматуры, валопроводов, тральных механизмов и деталей тралов. Уменьшение же акустического поля достигалось специальной амортизацией конструктивных элементов корпуса, фундаментов главных и вспомогательных механизмов, созданием малошумных гребных винтов и устройства для подвода воздуха к ним. И наконец, благодаря малому водоизмещению, повышалась их защищенность от подрыва на минах с гидродинамическими взрывателями.
Особенностью пр.257Д стало и его вооружение включающее лишь буксируемый телевизионный искатель мин, электромагнитный искатель-уничтожитель донных мин и контактный трал. При этом тралы и искатели на корабль принимались разновременно. Самооборона обеспечивалась всего одним спаренным 30-мм автоматом АК-230М в маломагнитном исполнении, управляемым от ПУС «Колонка». Главная энергетическая установка была двухвальной, включавшей два быстроходных дизеля типа М-870-ФТК мощностью по 1200 л.с. Гребные винты регулируемого шага. Электроэнергетическая система корабля выполнялась на переменном токе напряжением 380В. Головной корабль пр.257Д ТМ-4 был построен на Приморском ССЗ в Ленинграде и сдан флоту в конце 1961 года. Всего до 1Q65 года было построено на трех заводах 20 БТЩ этого проекта (8 на Приморском ССЗ, 5 на Дальзаводе во Владивостоке и 7 на Заводе «Авангард» в Петрозаводске). Желание разместить на этом БТЩ постоянное тральное вооружение привело в 1961 году к появлению модификации пр.257ДМ. При сохранении всех основных элементов прототипа, за исключением небольшого увеличения водоизмещения, БТЩ помимо поиска, обозначения и уничтожения донных мин и траления контактных якорных мин, теперь мог вести борьбу с донными минами, оснащенными комбинированными, якорными минами с акустическими взрывателями, а также с активными (по способу перемещения в водной среде) минами. Это позволяло применять БТЩ пр.257ДМ не только для поиска и уничтожения мин на рейдах, в гаванях и на прибрежных фарватерах, но также обеспечивать проводку своих кораблей и судов в прибрежных районах моря. Противоминное вооружение этих БТЩ было вполне современным и разновременно могло включать телевизионный и электромагнитный искатели, а также электромагнитный искатель-уничтожитель мин. В комплект тралов входили: соленоидный электромагнитный и акустический (первый вариант комбинации тралов); петлевой электромагнитный и акустический (второй вариант); контактный с акустическим (третий вариант), а также трал для активных мин, представлявший собой комбинацию контактного и новых акустических тралов других типов. Управление режимами работы тралов производилось единой аппаратурой управления.
Головной БТЩ пр.257ДМ был построен на ССЗ «Авангард» в городе Петрозаводске и вступил в строй ВМФ 25 октября 1964 г. Всего по этому проекту до 1972 года было построено на двух заводах 40 БТЩ (27 на ССЗ «Авангард» и 13 на Дальзаводе во Владивостоке). Практически с созданием БТЩ пр 257ДМ отечественное кораблестроение наконец вышло на уровень лучших зарубежных аналогов. Подтверждением этому стала и продажа на экспорт этих кораблей по несколько измененному пр.257ДМЭ. Последующие БТЩ были на уровне или даже превосходили иностранные аналоги по своим боевым возможностям.
Специально для работы с гидродинамическими тралами был создан БТЩ пр699, как развитие БТЩ пр 257Д. Его проект разрабатывали совместно ЦКБ-19 и Западное ПКБ (главные конструкторы проекта - Д.И.Рудаков и В.И.Немудров, главный наблюдающий от ВМФ - капитан 2 ранга И.М.Шелевахо). По сравнению с пр.257 была увеличена мощности главной энергетической установки за счет установки двух дизелей М-503 по 2 500 л.с., что обеспечивало работы с тяжелыми тралами и трал-баржами, парными придонными контактными тралами. Эти тральщики могли использовать почти всю номенклатуру противоминного оружия. Однако специальные гидродинамические тралы созданы не были, и поэтому эти БТЩ были построены в Петрозаводске небольшой серией (5 ед.), причем головной БТЩ пр.699 вступил в строй в 1965 году.
Следующим важным этапом в создании БТЩ нового поколения было внедрение нового конструктивного материала - стеклопластика. В те годы это было «прорывом» не только для отечественного, но и для мирового кораблестроения. Положительные, с точки зрения эксплуатации корабельных корпусов и конструкций, качества стеклопластика были, как говорится, налицо: довольно незначительная удельная масса, высокие диэлектрические свойства, антикоррозионность и удобство в эксплуатации. Это уже позже выяснилась токсичность корпусных конструкций и их вредное влияние на экипаж, а также исключительная сложность процесса механизации производства этих корпусов и вредность самого производства для окружающей среды и работников ССЗ. Уровень и технологию производства надо было поднимать на новую качественную высоту - это для судостроительных отечественных заводов оказалась неразрешимой до конца проблемой.
Работа над проектом такого тральщика поначалу велась на конкурсной основе коллективами главных конструкторов В.П.Вилунаса (Западное ПКБ) и Д.И.Рудакова (ЦКБ-19), которые разработали по несколько вариантов эскизных проектов корабля. Приоритет был отдан работе Западного ПКБ. Созданный им технический проект БТЩ утвердили в 1961 году для строительства опытного корабля пр.1252, шифр «Изумруд». Главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга А.А.Слуцкий. В связи с тем, что отсутствовал какой-либо опыт как в проектировании, так и в строительстве достаточно крупных боевых кораблей из этого материала, потребовалось провести ряд специальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Был даже изготовлен натурный отсек из стеклопластика. Его спроектировало Западное ПКБ и построил Средне-Невский завод. Отсек при длине 21 м и водоизмещении 220 тонн располагал пятью прочными поперечными переборками. В нём разместили часть действующих механизмов, смонтировали электрооборудование, судовые системы, предметы судового оборудования, а также макеты отдельных агрегатов (котел, главные двигатели и т.п.). Здесь проводились статические, динамические, вибрационные, акустические и технологические испытания на взрывостойкость, проверка обитаемости и др. Корпус БТЩ пр.1252 формировался из объемных и плоскостных секций. Конструктивно он делился на десять водонепроницаемых отсеков Процесс его сформирования был очень трудоемким (стапельные операции выполнялись вручную), а из-за токсичности применявшейся при изготовлении стеклопластика смолы требовалось принимать специальные меры безопасности. Главная энергетическая установка комплектовалась двумя дизелями по 1 200 л.с. каждый. Тральщик оснастили новыми тралами - широкополосным акустическим и сетевым, тралами против активных мин, телевизионными искателями и шнуровыми зарядами, а кроме того, двумя ГАС миноискания, установленными в едином обтекателе под килем БТЩ и предназначавшимися для обнаружения впереди по курсу корабля якорных, плавающих, придонных и донных мин. Первый БТЩ пр.1252 был построен в 1966 году на Средне-Невском ССЗ и передан ВМФ в опытную эксплуатацию. В ее ходе в различных климатических условиях выполнялись всесторонние испытания корабля, в том числе на сохранение эксплуатационных и прочностных характеристик корпуса и элементов его насыщения, теплоизоляции и условий обитаемости, возможности выполнения ремонтных работ силами экипажа корабля и мастерских пунктов базирования. Кроме того, детально в самых различных условиях проверялась стабильность уровней ФПК корабля и его вибрации, проводились мореходные испытания, в том числе в ледовых условиях, оценивалась работа систем вооружения. В ходе такой опытной эксплуатации был выявлен ряд недостатков проекта, которые учли при строительстве второго и третьего кораблей (переданы ВМФ в 1968-1969 гг. соответственно), а также при проектировании последующих кораблей. Серия же БТЩ пр.1252 ограничилась тремя единицами. Следующим БТЩ стал корабль пр.1265, шифр «Яхонт». Их проектировало Западное ПКБ по ТТЗ выданному в 1965г.. Первоначально разработку проекта возглавлял Д.И.Рудаков, а затем его сменил В.И.Немудров, главным наблюдающим ВМФ был капитан 2 ранга И.М.Шелевахо, затем полковник А.Т.Ильичев. Технический проект корабля был выполнен в вариантах - с корпусами из стеклопластика и из древесины. Однако, хотя стеклопластик являлся более предпочтительным материалом, избрали древесину, так как промышленность на тот период все еще не могла обеспечить стеклопластиком строительство всей серии. Правда, для повышения долговечности древесного корпуса и достижения лучшей герметичности последнего решили оклеивать его стеклопластиком. Новый вид противоминного оружия этого корабля, обеспечивал поиск, обнаружение и уничтожение мин и миноподобных предметов по курсу корабля. Такое техническое средство получило название комплексного искателя-уничтожителя мин (КИУ). Помимо КИУ имелась возможность использования целой группы контактных и неконтактных тралов, а также шнуровых зарядов. Корабль оснащался ГАС поиска якорных и донных мин. На нём удалось достичь дальнейшего снижения уровней магнитного, электрического и электромагнитного полей, улучшить его обитаемость, применив круглогодичное кондиционирование, повысить мореходность, почти в два раза увеличить автономность, разместить дополнительные средства связи, усилить средства самообороны (по сравнению с пр.1252 добавлен один 25-мм автомат и ПЗРК), впервые предусмотреть общекорабельную систему сбора льяльных и загрязненных вод и многое другое. Всё это вывело пр.1265 в число лучших представителей кораблей данного подкласса во всем мире. Двухвальная ГЭУ корабля включала два дизель-редукторных агрегата ДРА-210А (позднее ДРА-21ОБ), мощностью по 1100 и 1000 л.с. соответственно. Управление ими осуществлялось дистанционно из ГКП. Электроэнергетическая система корабля, работающая на переменном токе напряжением 380В.
Головной БТЩ пр.1265 был построен на ССЗ «Авангард», г. Петрозаводск, и вступил в строй 31 декабря 1972 г. Всего до 1993 г. Для ВМФ СССР было построено на двух заводах 66 корабля этого проекта (44 на ССЗ «Авангард» и 22 на Дальзаводе во Владивостоке). Став самым многочисленным типом базовых тральщиков послевоенного времени, эти корабли в процессе строительства постоянно улучшались за счет установки более совершенных средств вооружения (например, искателя-уничтожители мин второго поколения, новых ГАС и т.д.). Для продажи за рубеж данный проект был незначительно доработан - пр.1265Э. Строились по заказу Болгарии Вьетнама, Кубы и Сирии. Рейдовые - речные тральщики (РТЩ) предназначены для борьбы с минами на рейдах, в гаванях и на реках. Действуя в стесненных условиях и на мелководье РТЩ должны иметь ограниченные размеры. Кроме того, из-за особых географических условий СССР для отечественных РТЩ было желательно, чтобы они еще и перевозились по железным дорогам. Во время ВОВ РТЩ или КТЩ были самыми массовыми и строились они на базе катеров другого назначения. После окончания ВОВ их строительство велось ограниченными сериями, в основном, по военным проектам с небольшими изменениями. Только в 1952-58 гг. было построено более 130 КТЩ по пр.Т-361. При близких с военными проектом (тип «Я») размерах и водоизмещении (ок.19 тонн) было усилено вооружение (вместо 12.7-мм пулемета установлен спаренный 14 5-мм пулемет 2М-7, размещены новые тралы), скорость полного хода до 12 узлов (главный конструктор В.В.Сидоров). Корпуса, выполненные из древесины, могли перевозиться по железной дороге. В это же время была построена небольшая серия РТЩ специально разработанного пр.151. Проект был разработан в ЦКБ-19, главный конструктор Д.И.Рудаков, главный наблюдающий от ВМФ - Б.Н.Ушаков. При почти вдвое большем водоизмещении - 51 тонна - тральщик имел практически все виды тралов: контактный РКТ-1, электромагнитный и буксируемые акустические неконтактные тралы СЭМТ-1 и БАТ-.2; шнуровые заряды (позже). Артиллерийское вооружение включало один 25-мм автомат 2М-ЗМ и один 14.5-мм пулемет 2М-7. Главная энергетическая установка двухвальная, включала два дизеля ЗД12 по 300 л.с.каждый. Скорость полного хода без тралов достигала 12 узлов. Корпуса РТЩ были выполнены из древесины. Габариты тральщика позволяли его перевозить по железной дороге. Строительство этих тральщиков было развернуто на двух ССЗ (Средне-Невский и Петрозаводский) в 1954-1959 г. Всего было построено более 100 РТЩ этого проекта. Учитывая низкие боевые качества РТЩ пр.151, КТЩ пр.367 и Т-361 на середину 60-х гг., при бурном росте боевых возможностей минного оружия, было принято решение начать разработку нового РТЩ. ТТЗ на проектирование нового РТЩ пр.1258, шифр «Корунд», было выдано в ПКБ «Алмаз» в 1964 году. На последних этапах проектирования проект был передан Западному ПКБ. Уже в процессе проектирования было принято решение о проектировании РТЩ без требований «габаритности» -без возможности перевозки по железной дороге. Это объяснялось стремлением создать качественно новый РТЩ, для чего требовались вполне определенные «жертвы». Главным конструктором этого РТЩ был назначен В.И.Блинов, главный наблюдающий ВМФ капитан 2 ранга Ю.В.Штатнов. Для уменьшения водоизмещения и снижения уровня собственных физических полей на корабле было широко использованы средства автоматизации, сокращены все виды вооружения кроме противоминного и использован стеклопластик в качестве материала корпуса. Для устойчивого малого хода использован специальный дизельный двигатель в 80 л.с. Вооружение включало разнообразные тралы: контактные типа МТ-ЗУ; неконтактные СЭМТ-1.АТ-2; искатели «Нева-1», ИУ-2. В качестве оружия самообороны использовались 14.5-мм пулеметы или 25-мм автоматы. Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей по 300 л.с., вращающих винты регулируемого шага в насадках. Скорость полного хода без тралов достигала 12 узлов. Строительство этих РТЩ было развернуто на Средне-Невском ССЗ в 1969г. До 1984г. для ВМФ было построено 51 РТЩ. Корабль оказался очень удачным и при своих очень маленьких размерах (водоизмещение около 90 тонн) имел полный набор противоминного вооружения, что оказалось не под силу любому зарубежному аналогу. Пользовался большим спросом на мировом рынке. Всего продано 40 РТЩ по пр.1258Э в 10 стран. Однако невозможность нормальной перевозки по железным дорогам не позволяла использовать эти РТЩ на тех реках и водоемах, доступ к которым был невозможен по водным путям. А такие важные водные пути в стране были. Кроме того, считалось, что в случае войны воспользоваться сложными гидротехническими сооружениями для переброски РТЩ будет очень сложно. Учитывая это, Главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков дал указание разработать уменьшенный вариант РТЩ пр.1258 для его транспортировке по железным дорогам. ТТЗ на проектирование нового «габаритного» РТЩ пр. 1259, шифр «Малахит» было выдано в 1968 году в Западное ПКБ. Главным конструктором был назначен В.И.Блинов, главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга М.М.Демыкин. Для достижения заданных габаритных размеров пришлось ухудшить условия обитаемости, уменьшить размеры, а, следовательно, и мощность главных двигателей. Для обеспечения надежного действия в речных условиях в качестве движителей были приняты водометы. Корпус, также как и у пр.1258, был выполнен из стеклопластика. По этому проекту на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде было построено с 1973 по 1976 годы 7 РТЩ. В начале 80-х годов этот проект был передан Болгарии, где началась постройка РТЩ по пр.12592 для ВМФ СССР и стран Варшавского договора. Этот проект отличался размещением 12.7-мм пулемета вместо 25-мм автомата и другим набором тралов. Дальнейшее совершенствование минного оружия и средств ПМО привело к необходимости создания нового РТЩ для замены устаревавших РТЩ пр.1258. Развивая РТЩ, руководство ВМФ понимало, что только дешевые и небольшие РТЩ могут быть построены в значительном количестве и в конечном итоге обеспечить нормальные условия базирования отечественного флота в его мелководных базах и районах рассредоточенного базирования в военное время. Поэтому, по указанию Главкома ВМФ в 1975 г. было выдано ТТЗ в Западное ПКБ на проектирование РТЩ пр.10750, шифр «Сапфир». Главным конструктором был назначен В.И.Немудров, а главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга О.К.Коробков. Корпус корабля, также как и у предшественника, был выполнен из стеклопластика. В отличие от прототипа, было принято решение разместить (впервые на РТЩ) специальную ГАС поиска мин «Кабарга-А1». Дальнейшее снижение уровней физических полей и увеличения мощности электроэнергетики из-за размещения нового противоминного вооружения привело к увеличению водоизмещения по сравнению с прототипом. Для сохранения необходимых маневренных качеств пришлось размещать трехвальную ГЭУ. Самооборона тральщика была усилена за счет размещения нового 30-мм автомата АК-306 и ПЗРК «Стрела-3». Строительство РТЩ пр.10750 было развернуто на Средне-Невском ССЗ Головной РТЩ вступил в строй в 1988 году. Всего же до развала СССР удалось построить только 5 РТЩ этого проекта. Поскольку корабли на воздушной подушке амфибийного типа способны двигаться над водной поверхностью без контакта с нею, возникла идея создать на их базе РТЩ принципиально нового типа, обеспечив им высокую выживаемость. В это же время в ВМС США уже широко использовались вертолеты- тральщики, которые при одинаковых методах траления имели худшие тяговые характеристики и меньшую грузоподъемность по сравнению с КВП. Кроме того, в ВМФ СССР отсутствовал вертолет типа МН-53 ВМС США. Поэтому по указанию Главкома в 1980 г. было выдано ТТЗ в ПКБ «Алмаз» на проектирование опытного РТЩ на базе десантного катера-КВП пр.1206. На катере были установлены дополнительные генераторы, крановое оборудование и тралы. В 1984 и 1985 годах на ФПО «Море», г.Феодосия, были построены два РТЩ пр.1206Т. В значительной степени создание РТЩ на ВП пр.1206Т подхлестнул поток сообщений об испытаниях противоминных кораблей на ВП за рубежом, в частности, в Англии. Отставать мы не собирались. Опытная эксплуатация КВП-РТЩ проекта 1206Т подтвердила возможность и целесообразность создания подобных тральщиков. Предполагали создавать их на базе десантных катеров методом размещения съемных модулей с агрегатами питания и тральным вооружением. Конечно, они не могли заменить вертолеты - ТЩ, так как двигаясь над поверхностью воды на высоте 1-2 метра, эти КВП-РТЩ были защищены от подрыва только на контактных минах, а для защиты от неконтактных взрывателей требовали тех же мероприятий по снижению уровня физических полей, как и водоизмещающие корабли. Тем более, что уже начали создаваться специальные выпрыгивающие из воды мины для борьбы даже с вертолетами - ТЩ если они висели над водой на малой высоте. Развал СССР ликвидировал и работы по созданию КВП-РТЩ. Кроме традиционных тральщиков, тральщиков - искателей мин в середине 60-х годов начались работы по созданию принципиально новых кораблей, способных бороться с минами в режиме телеуправления - без экипажей. Эти тральщики создавались для борьбы с минами взрыватели, которых либо реагировали на неизвестные физические поля, либо создание тралов для вытраливания этих мин было невозможно традиционными способами (например гидродинамические взрыватели мин). Кроме того, при разработке новых образцов минного оружия на Западе пытались реализовать возможности выделения сигнала как от самых различных полей, создаваемых кораблями и судами, так и от искажений естественных физических полей, вызываемых их присутствием и движением. Поэтому и была вероятность встречи с минами, взрыватели которых работают на новых и неизвестных ранее принципах. Одним из средств борьбы с минной опасностью в таких условиях стали рассматривать безэкипажные средства ПМО, и первым из реализованных проектов таких средств явились базовые тральщики-шнуроукладчики (БТЩ-ШУ), проект которых разрабатывался одновременно с проектом корабля-водителя. БТЩ-ШУ мог уничтожить донные мины любых типов, используя для этого взрывное воздействие уложенного на грунт шнурового заряда. ТТЗ на разработку БТЩ-ШУ было утверждено летом 1959 года, а проектирование корабля пр.1253, шифр «Алмаз», осуществляло ЦКБ-19, но отработку вопросов постройки серийных кораблей поручили Западному ПКБ. Главным конструктором пр.1253 стал В.В.Сидоров, а позднее В.И.Блинов, главным наблюдающим от ВМФ был капитан 2 ранга А.Н.Муратов. Основное предназначение БТЩ-ШУ состояло «в проделывании проходов в заграждениях из мин неизвестных типов и принципов действия, а также при экстренной прокладке фарватеров и подготовке мест якорных стоянок; уничтожении минных банок и одиночных мин, обнаруженных с помощью искателей или средств противоминного наблюдения, в прибрежной полосе зон базирования и для решения ряда других задач». Для этого они могли принимать шнуровые заряды различных типов. Но главное заключалось в создании и установке на них комплекса телеуправления и автоматики, позволявшего дистанционно управлять как маневрами корабля, так и работой его судовых средств, и кроме того, в автоматическом режиме, постановкой и подрывом шнуровых зарядов. Особые требования предъявлялись к снижению вероятности подрыва корабля на минах, для чего стремились уменьшить его водоизмещение и уровни физических полей. Однако выполнить корпус корабля из стеклопластика тогда не удалось, и его сделали из древесины. В качестве главной энергетической установки использовался один дизель мощностью 600 л.с, а в качестве движителя - водомет. Его электроэнергетическая система функционировала на переменном токе напряжением 380В. Наиболее сложной задачей являлась разработка аппаратуры автоматики и телеуправления маневрированием корабля, работой его вооружения и технических средств, в том числе системами пожаротушения, орошения и водоотлива. Все эти задачи были успешно решены в весьма ограниченные сроки. Головной корабль пр.1253 был построен в 1966 году на Приморском ССЗ в Ленинграде (в этом же году на этом же заводе был сдан и второй корабль). Строительство остальных кораблей осуществлялось на ССЗ «Авангард» в г Петрозаводске. Всего до 1973 года было построено 10 кораблей этого проекта. В середине 70-х годов было принято решение построить еще три БТЩ-ШУ по измененному проекту. Проектирование этого БТЩ-ШУ пр.12531 было поручено Западному ПКБ. Главным конструктором модификации был назначен В.И.Блинов, главным наблюдающим ВМФ - капитан 2 ранга Н.А. Андреев. На корабле были установлены новые дизели с повышенным ресурсом. Все три БТЩ были построены в 1979-1980 годах на ССЗ «Авангард». В качестве корабля-водителя использовались некоторые БТЩ пр.257В. Параллельно решалась проблема борьбы с минами, обладающими гидродинамическими взрывателями, не имевших ферромагнитных корпусов и «зарывшихся» в грунт. Для их траления можно использовать гидродинамические тралы по типу трал-барж или другие подвижные
водоизмещающие сооружения, а также специальные корабли - так называемые волновые охранители. Первые, имея достаточные размерения и водоизмещение, способны инициировать взрыватели мин с гидродинамическими каналами, образуемым при движении гидродинамическим полем. Вторые же, обладая небольшим водоизмещением, воздействуют на такие взрыватели мощным гидродинамическим полем собственного волнового следа, образующимся при движении корабля с большой скоростью. В качестве последнего и создавался тральщик пр.1256, шифр «Топаз». По своим задачам этот корабль предназначался для проводки кораблей и судов через миноопасные районы, осуществляя при этом комбинированное траление мин с индукционными, акустическими и гидродинамическими взрывателей. Произведя предварительное траление мин с индукционными и акустическими взрывателями, такой тральщик приступал к проводке кораблей в гидродинамическом поле своего волнового следа. Осуществляя определенное маневрирование около проводимого корабля, он «искажал» его гидродинамическое поле так, что оно по своим параметрам уже не воздействовало на гидродинамический взрыватель мин. Однако такое использование корабля сопровождалось высокой вероятностью его подрыва на минах, что потребовало исключения нахождения на нём личного состава при работе в режиме траления. Поэтому на тральщике - волновом охранителе (ТЩ-ВО) - тоже установили систему автоматизации и телеуправления работой его вооружения и технических средств. Корпус корабля был выполнен из стали. Главным конструктором этого корабля первоначально был В.П.Вилунас, а затем его сменил В.И.Немудров. Главным наблюдающим ВМФ был капитан 2 ранга А.И.Муратов. Помимо специфического трального оборудования, включавшего встроенный электромагнитные трал, при водоизмещении порядка 400 т корабль оснащался комбинированной трехвальной ДГТУ энергетической установкой, подобной пр.1124, включавшей два дизеля по 4750 л.с. на внешних валах и одну газовую турбину мощностью 20000 л.с. на среднем валу, что позволяло развивать скорость полного хода более 35 узлов и образовывать при этом значительную спутную волну.
По этому проекту построили всего два корабля. Их создали в Ленинграде на Средне-Невском ССЗ и сдали флоту в 1974 г. Опытная эксплуатация подтвердила правильность принципов, заложенных в проект. В качестве кораблей водителей мог использоваться охраняемый корабль или специально оборудованный БТЩ пр.257В. Следует заметить, что иностранные аналоги кораблям пр. 1256 отсутствуют до сих пор. Для траления мин на мелководье и внутренних рейдах, гаваней и устьев рек с глубинами 3-30 м необходим был тральщик, подобный пр.1256. Поэтому в Западное ПКБ в 1974 году было выдано ТТЗ на проектирование рейдового (речного) прорывателя минных заграждений (РПМЗ) пр.1300, шифр «Челнок». Главным конструктором был назначен В.И Немудров, главным наблюдающим ВМФ капитан 2 ранга В.Т.Кузьмин, затем A.T.Ильичев. Корабль представлял из себя самоходный телеуправляемый трал. На случай перебазирования корабль мог управляться одним человеком. На корабле были предусмотрены все меры для повышения собственных физических полей. Форма корпуса и расположение движительного комплекса были выбраны таким образом, что они обеспечивали кораблю без циркуляции, челночным методом, лечь на обратный курс, что для условий гавани или реки было наиболее целесообразно. Опытный корабль был построен в 1979 году на Средне-Невском заводе в Ленинграде. После опытной эксплуатации в 1980 году он был передан ВМФ.
Позже по слегка измененному проекту была построена серия этих кораблей. В качестве кораблей водителей вначале использовались БТЩ пр.257ДМ, а позже было принято решение создать специальный корабль. В 1982 году в Западное ПКБ было выдано ТТЗ на проектирование рейдового (речного) водителя пр.12255, шифр «Лазурит», для управления безэкипажными катерами - тральщиками проекта 13000. Главным конструктором был В.И.Немудров, а главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга А.П.Демешкевич. Для ВМФ СССР удалось в 1989 году на Средне-Невском ССЗ построить только один корабль. Строительство второго корабля остановлено из-за развала СССР.
Надо отметить, что в отечественном кораблестроении раньше, чем за рубежом, начались работы по созданию телеуправляемых тральщиков и самоходных тралов. Смело можно сказать, что ВМФ СССР здесь был впереди. Так, знаменитая тральная система «Тройка» ВМС ФРГ появилась позднее, чем отечественные корабли, и по многим параметрам уступала им. Нельзя обойти молчанием и попытки создания в ВМФ СССР системы вертолетного траления. Находясь под впечатлением успешного применения американцами вертолетов-тральщиков RH-53 с комплексной системой Мк.105 (буксируемый комбинированный трал на подвод
ных крыльях) во Вьетнаме, в срочном порядке в начале 70-х годов у нас был построен подобный комбинированный трал (позже получил название ВНТ-1) на базе прогулочного катера на подводных крыльях «Волга». Предстояло боевое траление Суэцкого канала, однако единственный тогда тип корабельного вертолета Ка-25 по своим тяговым характеристикам буксировку этого трала не обеспечивал. Поэтому противолодочный КР «Ленинград», направленный на траление в Суэц в 1974 году, взял на верхнюю палубу два «сухопутных» вертолета Ми-8, которые не умещались на подъемниках и всю операцию, к слову, успешную, провели на «улице». Даже этот единичный опыт боевого траления, наконец, убедил командование ВМФ в том, что флоту нужны мощные вертолеты-тральщики корабельного базирования, нужны специальные, а не импровизированные вертолетные тралы (пригодные, кстати, и для буксировки тральщиками на ВП), нужны корабли-носители подобных вертолетов или, по крайней мере, нужна способность использования таких вертолетов существующими авианесущими кораблями.
Во второй половине 70-х годов в Западном ПКБ началось проектирование невиданного доселе ни у нас, ни за рубежом специального эскадренного ТЩ-вертолетоносца по пр.923. Этот корабль, кроме многочисленного «штатного» противоминного вооружения, включавшего даже самоходные искатели-уничтожители мин, должен был иметь отряд из пяти вертолетов-тральщиков, разработку которых предполагалось вести на базе корабельного вертолета нового поколения Ка-252 (при поступлении на вооружение получил обозначение Ка-27). Однако после этапа техпроекта, пр.923 был остановлен. Главными причинами этого явилась высокая стоимость корабля, потенциально малая серийность и, что самое существенное - отсутствие подходящего свободного завода-строителя. С позиции сегодняшнего видения создание корабля пр.923 вряд ли можно было бы считать оправданным. Рациональнее, видимо, было размещать, в случае необходимости, отряды вертолетов-ТЩ либо на АВК, либо на УДК (такие как пр.11780) или транспортных судах-доках (типа «Анадырь»), либо на мобилизуемых торговых судах (это тоже прорабатывалось). Однако вертолетная фирма им. Камова, получив информацию о закрытии пр.923, с радостью забросила и вариант Ка-252ПМО, поскольку не справлялась с другими вариантами этой машины. Флот в этой ситуации просто промолчал. Руководство ВМФ продолжало смотреть на вертолеты как на элемент вооружения специального корабля и не рассматривало их как универсальное и эффективное вооружение. Всего за период с 1945 года по 1991 год было построено для ВМФ СССР около 1000 минно-тральных кораблей и катеров всех классов и типов.

 

Источник: В.П. Кузин, В.И. Никольский "ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945-1991"