Подводная лодка «Красногвардеец»
Страны под флагом которых служил: СССР
Год списания с флота: 1942
Водоизмещение (надводное/подводное): 933 т/1 354 т
Размеры:
длина -
76 м
ширина - 6,5 м
осадка - 3,8 м
Скорость хода: 11,3 узла/8,7 узла
Дальность плавания:
над водой -
40 суток
Силовая установка: двухвинтовая, дизель-электрическая Дизели: 2 x 1100 л.с. Электромоторы: 2 x 525 л.с.
Вооружение: 1 102-мм орудие, 1 45 мм орудие, 1 пулемёт, Торпедные аппараты/калибр: 6/24"(носовые) 2/24"(кормовые) Боекомплект (торпед): 14
предельная - 90 м
Экипаж: 53

Д-3 «Красногвардеец»

советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, построенная в 1927-1930 годах, третий корабль серии I, проекта Д — «Декабрист».

 

История корабля:

Подводная лодка «Красногвардеец» была заложена 5 марта 1927 года на стапеле завода № 189. 12 июля 1929 года лодку спустили на воду, 1 октября 1931 года подписан приёмный акт. 14 ноября на лодке поднят флаг, она вошла в состав морских сил Балтийского моря. С 26 июля по 21 сентября в составе ЭОН-2 «Красногвардеец» перешёл из Ленинграда в Мурманск, где вошёл в состав Северной военной флотилии.

21 августа 1934 года лодке присвоили обозначение «Д-3». В 1934-1936 годах «Д-3» совершила ряд походов в высоких широтах. В 1937 году при возвращении из очередного плавания «Д-3» попала в британскую противолодочную сеть времён Первой мировой войны. В течение часа лодке удалось освободиться, при всплытии были обнаружены остатки сети и зафиксировано повреждение рулей.

5 февраля 1938 года «Д-3» с группой связистов на борту вышла в направлении полярной станции «Северный полюс-1». Во время этого плавания посетила район острова Ян-Майен, став первой из советских лодок, вышедших в Западное полушарие, и преодолела пятикабельтовую ледовую перемычку, став первой лодкой, совершившей подлёдное плавание. В том же году стала на ремонт и модернизацию, работы завершились в 1940 году.

Боевые действия:

23 июня 1941 года «Д-3» вышла в боевой поход с командиром 1-го дивизиона подводных лодок М. И. Гаджиевым на борту. 4 июля вернулась в Полярный.

C 17 июля по 28 июля находилась во втором боевом походе. Имели место технические неполадки: поступление воды, поломки лага. Была отозвана на базу в связи с планируемой операцией британской авиации в Норвегии.

12 августа во время авианалёта на губу Оленья, расчёт 45-мм орудия «Д-3» сбил вражеский самолёт Fw-200. Информация не подтверждена немецкой стороной, погибшим в тот день числится лишь один самолёт типа Мессершмит Bf-110.

16 августа вышла в третий боевой поход. 19 августа безрезультатно атаковала немецкий конвой близ Персфьорда. 25 августа обнаружила конвой, но не смогла выйти в атаку из-за временной неисправности рулей. 7 сентября вернулась на базу.

22 сентября вышла в боевой поход с обеспечивающим действия командиром 3-го дивизиона И. А. Колышкиным. 26 сентября близ Конгсфьорда атаковала транспорт, через две минуты был зафиксирован взрыв, германской стороной потери не подтверждаются, предположительно было атаковано норвежское судно. 27, 30 сентября и 11 октября совершила ещё три атаки. По немецким данным все три закончились безрезультатно. 17 октября вернулась на базу, было заявлено о потоплении вражеского танкера и трёх транспортов. По возвращению из похода стала на докование в Мурманске. За время докования переведена в 3-й дивизион подводных лодок, командир Ф. В. Константинов снят с должности.

с 22 ноября по 15 декабря совершила боевой поход с обеспечивающим действия командиром 3-го дивизиона И. А. Колышкиным. По результатам похода командование посчитало два транспорта потопленными.

17 января 1942 года «Д-3» награждена орденом Красного Знамени

с 20 февраля по 16 марта совершила боевой поход.

3 апреля 1942 года удостоена звания «Гвардейская».

с 2 мая по 18 мая совершила боевой поход. По возвращении командир доложил о потоплении трёх транспортов суммарным водоизмещением 26 000 брт.

в июне 1942 года вышла в боевой поход, из которого не вернулась. 9 июля истёк срок автономности, 8 августа исключена из списков кораблей флота. Предполагаемыми причинами гибели специалисты называют подрыв на мине, ошибку личного состава или отказ техники. Все 53 члена экипажа пропали вместе с лодкой.

Командиры лодки:

К. Н. Грибоедов

М. Н. Попов

В. Н. Котельников

Ф. В. Константинов

М. А. Бибиев

Галерея