Диски R16 прдаю Диски.
Десантные корабли и катера ВМФ СССР

 

Кораблестроительной программой 1946-55 гг. было предусмотрено строительство десантных кораблей (ДК). В этой программе был учтен печальный опыт отечественных десантных действий в ВОВ, когда отсутствие специальных кораблей не позволяло высаживать морскую пехоту вместе с тяжелой техникой, а из-за этого она несла значительные потери в глубине обороны и первоначальный успех не мог быть быстро развит. Можно с полным основанием утверждать, что десант в Крым зимой 1941-1942 годов не смог решить стратегическую задачу по освобождению Крымского п-ва и деблокады Севастополя из-за отсутствия уже в первом эшелоне десанта значительного количества танков, автотранспорта и тяжелой артиллерии, поскольку все это могло быть доставлено только на специальных десантных кораблях, которых в составе ЧФ не было.
По многим причинам указанная выше программа 1946-55 гг. выполнена в полном объеме не была. Так, в период ВОВ морской транспортный флот СССР потерял до 50% своего довоенного состава, и была поставлена задача в ближайшие послевоенные годы восстановить его состав. Все это привело к ограничению военного кораблестроения в части кораблей неосновных классов. Кроме того, опыт создания таких кораблей в отечественном ВМФ отсутствовал, если не считать постройки во время Первой Мировой войны десантных кораблей типа «Эльпфидор» и «тендеров» во время ВОВ. Эти обстоятельства предопределили и порядок создания отечественных десантных кораблей (ДК). Так, на начальном этапе, для отработки ряда технических решений (аппарель, балластная система, размещения десанта), эти корабли создавались либо на базе транспортных судов, либо их планировали использовать и как транспортные суда. Только после отработки всех конструктивных особенностей ДК можно было приступать к строительству кораблей специальной постройки.
Поэтому вначале было построено нескопько малых десантных кораблей (МДК) пр.450. Проект был разработан ЦКБ-50 в г.Ленинграде, главный конструктор Е.С.Толоцкий, главный наблюдающий от ВМФ Л.И.Кузьменков. Корабль проектировался с учетом использования его в мирное время в качестве транспортного судна по перевозке народно-хозяйственных грузов и приспосабливался для срочного переоборудования с началом войны в тэнкодесантный корабль. Это был первый в отечественном кораблестроении корабль «двойного назначения». На корабле были предусмотрены носовые сходни и другие средства для обеспечения погрузки, перевозки и выгрузки 2-3 единицы автобронетанковой техники (АБТ) типа средних или тяжелых танков. При создании этих первых ДК отечественные конструкторы впервые столкнулись с проблемами проектирования корабля под АБТ примерно одинаковых габаритов, но резко отпичающихся по массе (танк и стандартный грузовой автомобиль имели примерно одинаковые размеры, а по весу танк был тяжелее в 4-5 раз). Это потребовало особо учитывать такое колебание в весе десантной нагрузке при дифферентовке ДК во время высадки десанта на берег. Полное водоизмещение составляло около 660 (716 для пр.450бис) тонн, мощность двухвальной дизельной главной энергетической установки составляла 600 (900 для пр.450бис) л.с., что обеспечивало в полном грузу скорость 9.5 -10 узлов. Головной корабль пр.450 бып построен в г.Сретенске и вошел в состав ВМФ в 1951 году, а пр.450бис в 1955 году. Всего по пр.450 до 1955 года построено 40 МДК и по пр.450бис до 1958 года построено 35 МДК. Почти все они были переданы Министерству Морского Флота (ММФ) и Министерству рыбного хозяйства (МРХ). Десантные корабли строились не только по специальным проектам, но и путем переоборудования грузовых судов ММФ. Так, в 1956 году по решению ВМФ ЦКБ-50 разработало проект переоборудования грузового теплохода пр.568 в средний десантный корабль (СДК) пр.572. Главным конструктором был Е.С.Толоцкий, главным наблюдающим ВМФ Д.П.Володченко. СДК пр.572 мог принимать в грузовой трюм пять средних танков или четыре тяжелых танка или пехотный десант в количестве 235 человек с приданной техникой и высаживать их на оборудованное и необорудованное побережье без применения высадочных средств. Для этого в носовой части корабля были предусмотрены двухстворчатые ворота и короткая опускаемая сходня. Для размещения людей десанта в бортовых отсеках были оборудованы кубрики с подвесными койками. Для удержания корабля от разворачивания лагом к берегу при высадке и обеспечения отхода от берега корабль был снабжен специальным кормовым якорным устройством. Дифферент при высадке регулировался балластной системой. Для самообороны была предусмотрена одна 57-мм артустановка ЗИФ-31Б и два 25-мм автомата 2М-3. Водоизмещение корабля стало: стандартное - 1400 т, полное - 2 030 т.
Главная энергетическая установка двухвальная дизельная мощностью 1 600 л.с. (два дизеля 8ДР) и обеспечивала скорость полного хода до 12.2 узла. Дальность плавания составляла 2000 миль, а автономность - 15 суток. Головной корабль был построен в 1957 году на ССЗ в поселке Октябрьское Николаевской области. Небольшая серия была построена там же в 1957-59 годах Для ВМФ СССР было построено только 3 корабля.
Первым отечественным десантным кораблем специальной постройки стал СДК пр.188, спроектированный в ЦКБ-50. Главным конструктором был И.И.Кузьмин, а главным наблюдающим ВМФ был В.М.Корсаков.
Корабль предназначался для высадки десанта на необорудованное побережье. Десант мог включать 5 средних или 3 тяжелых танка или 350 человек пехотного десанта с техникой и вооружением. Для высадки и приема боевой техники десанта в носовой части корабля имелись ворота и сходня, при этом последняя рассчитана на выход непосредственно в воду и прием с воды на корабль плавающих танков весом до 15 тонн. Впервые для защиты ДК от самонаводящихся торпед использовался буксируемый охранитель типа БОКА. Артиллерийское вооружение включало две 57-мм артустановки ЗИФ-31 Б. Ходовая рубка, мостик и пост управления высадкой защищались противопульной броней. Личный состав десанта размещался в специальных помещениях под танковой палубой. Главная энергетическая установка двухвальная дизельная мощностью 4 000 л.с. (дизели 37ДР) обеспечивала скорость полного хода 14 узл. Стандартное водоизмещение достигало 1 020 тонн, а полное 1 460 тонн. Длина - 74.7 м, ширина - 11.3 м, осадка при полном водоизмещении - 2.43 м. Дальность плавания составляла 2000 миль, а автономность по запасам провизии 10 суток.
Серийное строительство этих кораблей велось на ССЗ в городе Выборге с 1957 по 1963 годы. Головной корабль был сдан ВМФ 31 декабря 1958 года. Всего построено 19 СДК этого проекта.
В это же время принимается решение построить небольшую серию МДК пр.189 как развитие МДК пр.450бис, но для транспортировки легкой техники и морских пехотинцев. ТТЗ на проектирование было выдано ВМФ в ЦКБ-50 в 1950 году. Корабль отличался от прототипа лучшими условиями размещения десанта (были предусмотрены скамейки в трюме для размещения морских пехотинцев) и увеличенной до 15 узл. скоростью полного хода. Внешне корабль отличался от прототипа более развитой надстройкой и одной треногой мачтой. Однако в это время взгляды на ДК как на корабли, способные транспортировать любую боевую технику морской пехоты, уже вполне определились и МДК пр.189 были построены на ССЗ в г.Выборге в 1956-59 годах ограниченной серией. Было построено чуть больше десятка МДК этого проекта. Почти все они в середине 60-х годов были переданы в ММФ или другим ведомствам. Фактически в составе ВМФ никогда не числилось более 6 кораблей этого проекта.
Развитие МДК не закончилось только пр.450, 450бис, 189. Для создания нового поколения кораблей этого подкласса была использована морская самоходная баржа с открытым трюмом грузоподъемностью 200 тонн, предназначавшаяся для перевозки строительных материалов с необорудованного побережья, для чего в носовой части баржа уже имела откидной мост для автосамосвалов. Проект переоборудования баржи в МДК пр.106 был выполнен в 1956 году Центральным ПКБ-2 ММФ. Было предусмотрено закрытие трюма лючинами, бронирование рулевой рубки, установка другого оборудования в минимальном объеме.
МДК мог принимать и высаживать на необорудованный берег два средних танка. Его использование допускалось при волнении не свыше трех баллов на удалении от берега не более 20 миль. Стандартное водоизмещение достигало 280 тонн, полное около 300 тонн. Длина - 48.2 м, ширина - 6.5 м, осадка при полном водоизмещении 1.6 м. Главная энергетическая установка двухвальная дизельная мощностью 600 л.с, обеспечивала скорость полного хода 10.5 узлов. Дальность плавания составляло 1200 миль, автономность - 5 суток.
Строительство большой серии МДК пр.106 велось с 1958 по 1965 годы на ССЗ поселка Октябрьское Николаевской области. Кроме этого строительство их велось и в г.Туапсе, где был построен в 1958 году головной корабль. Для ВМФ СССР было построено около 20 МДК. Для устранения недостатков пр.106 (малая мореходность и неприспособленность к перевозке людей) ЦКБ-50 на его базе в 1963 году разработало улучшенный проект МДК пр.106К. Его главным конструктором был Е.С.Васильев, главным наблюдающим ВМФ - А.Н.Белинский. МДК пр.106К мог принимать три тяжелых или средних танка или пехотный десант в количестве 150 человек с приданной колесной техникой (автомашины, бронетранспортеры и т.п.). На этот случай предусматривалась установка съемных банок для посадки людей десанта, а для их питания размещался запас провизии (сухим пайком) и пресной воды на 2 суток. МДК пр.106К могли уже использоваться при волнении моря до 5 баллов включительно. Корабли были оснащены средствами дегазации и дезактивации, включая систему водяной защиты. На корабле была установлена навигационная РЛС. Стандартное водоизмещение достигало 460 тонн, а полное 550 тонн. Длина - 54.5 м, ширина - 7.7 м, осадка при полном водоизмещении - 2.25 м. Скорость полного хода была 10.5 узла, а дальность плавания 1400 миль. Автономность - 8 суток.
МДК пр.106К строились с 1965 по 1970 годы на ССЗ в поселке Октябрьский Николаевской области и на Херсонском ССЗ. Головной корабль был принят в состав ВМФ в 1965 году. Для ВМФ СССР 46 МДК.
В этот же период (середина 50-х годов) началась серийная постройка десантных катеров (ДКА) типа Т-4, Т-4М, пр.306 и пр.1785 (1968-1974 годы). Они представляли из себя копии танко-десантных плашкоутов ВМС США типа LCM (3) постройки 40-х годов. Их грузоподъемность составляла от 30 до 50 тонн, скорость 8-10 узлов. Эти катера строились, в основном, не по заказам ВМФ и предназначались для различных министерств и сухопутных войск. Всего до середины 60-х годов было построено несколько сотен таких катеров на нескольких ССЗ, в том числе в Херсоне, Азове, Астрахани и в Николаевске-на-Амуре. Эти катера широко использовались в народном хозяйстве СССР. Знаменитая тихоокеанская эпопея четырех советских солдат: Зиганшина, Крючковского, Поплавского и Федотова была именно на одном из этих десантных катеров. После этого эти катера стали часто называть типа «Зиганшин».
В конце 60-х годов появился наконец определенный опыт эксплуатации десантных кораблей. По своему техническому уровню отечественные ДК были на уровне зарубежных аналогов - ДК США, построенных в годы ВМВ и даже несколько превосходили их по ряду элементов.
Отечественные ДК предназначались для проведения традиционных десантных действий с высадкой основных сил морской пехоты с кораблей на урез воды. Именно так и проводились все десантные операции в годы ВМВ. Однако уже тогда было выяснено, что лобовая атака укрепленного побережья требует колоссальных усилий и сопряжена с большими потерями даже при подавляющем огневом превосходстве. Кроме того, участков побережья, пригодных для проведения таких лобовых атак, во всем мире было не так много. Поэтому, учитывая некоторый положительный опыт воздушных десантов в ближний тыл противника обороняющего побережье (высадка на о.Сицилия в 1943 году и в Нормандии в 1944 году), было принято решение начать отрабатывать так называемый «вертикальный охват». Суть этого метода заключалась в «захвате по воздуху с тыла всех основных оборонительных сооружений на берегу с последующей спокойной высадкой на этот участок побережья сил усиления десанта морской пехоты». Появление в 50-х годах вертолетов поставило указанную концепцию на практические рельсы. Именно в конце 50-х - начале 60-х годов в составе десантных сил ВМФ США и Англии появились первые десантные вертолетоносцы (ДВ), в задачу которых и входило проведение «вертикального охвата». Кроме того, эти корабли могли самостоятельно проводить локальные операции при наличии слабого противодействия. Дальнейшая интеграция классов кораблей привела к созданию в США в 70-х годах на базе ДВ и десантных кораблей-доков универсальных десантных кораблей типа «Тарава». Таким образом, концепция «вертикального охвата» окончательно была оформлена в виде конкретных кораблей новых классов.
В отечественном ВМФ развитие ДК продолжалось по старым концептуальным взглядам. С одной стороны это было обусловлено второстепенностью десантных действий ВМФ на фоне доминирования сухопутных концепций, а с другой стороны традиционным пренебрежением и недоверием руководства ВМФ авиации вообще и корабельной в частности.
Наконец, значительное влияние на последующее развитие отечественных ДК оказала боевая служба и необходимость из-за этого длительного нахождения в море этих кораблей с десантом морской пехоты (МП) на борту. Для МП необходимо было не только обеспечить нормальные условия отдыха, но и помещения для тренировок. Нахождение ДК в составе оперативных соединений на боевой службе потребовало и повышение скорости хода с 1214 узлов до 20 узлов. Это повышение скорости вылилось для ДК в достаточно сложную инженерную проблему. Необходимо было разработать такие обводы носовой оконечности, которые бы удовлетворяли трудносовместимым требованиям - существенно снижению сопротивления корпуса движению на больших скоростях хода и сохранению довольно «тупых» форм носа, необходимых для размещения устройства средств выгрузки боевой техники десанта на берег. Разработанные отечественными конструкторами, эти устройства оказались очень надежными и превосходили подобные устройства, созданные за рубежом. Ненадежность носовых закрытий иностранных аналогов косвенно подтвердилось постройкой в США серии танкодесантных кораблей «Ньюпорт» с носовой выдвижной рампой вместо обычных ворот. Окончательная проверка носовых закрытий зарубежного изготовления прошла трагическую проверху во время гибели парома «Эстония» в 1994 году. Подобных случаев с отечественными ДК любого водоизмещения и в любую погоду не зарегистрировано.
Первым ДК нового поколения в ВМФ СССР стал большой десантный корабль (БДК) пр.1171, разработанный в Невском ПКБ в середине 60-х годов. Главным конструктором этого БДК был И.И.Кузьмин, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга А.Н.Белинский.
ДК создавался на базе трейлерного судна, однако в окончательном виде сохранил лишь внешние очертания последнего. Корабль был приспособлен к приему 20 средних танков или другой техники. Носовая аппарель обеспечивала возможность не только выгрузки техники на необорудованный берег, но также выгрузку на воду и прием с воды плавающей техники, а кормовое погрузочное устройство использовалось для погрузки и выгрузки техники на оборудованный берег (стенка, причал). ДК пр.1171 мог использоваться и как транспорт боеприпасов, в том числе и для перевозки ракет в контейнерах. Для личного состава морской пехоты были оборудованы спальные места (313 на первых 6 кораблях и 440 на всех последующих кораблях). Оборонительное вооружение включало одну 57-мм артустановку ЗИФ-31Б и РСЗО «Град-М». Полное водоизмещение было 4 360 т, порожнем - 2 760 т, дальность плавания 2000 миль, а при приеме топлива в топливно-балластные цистерны дальность плавания увеличивалась до 4800 миль. Двухвальная дизельная энергетическая установка мощностью 9 000 л.с. (два дизеля М-58А) обеспечивала полную скорость 16 узлов, что было явно недостаточным, но это было следствием использования в качестве прототипа гражданского судна. На газовыпускных устройствах главных двигателей размещались два утилизационных котла паропроизводительностью по 700 кг/час. Автономность по запасам провизии была 20 суток. При всех недостатках это был первый в ВМФ СССР БДК, способный с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту длительно нести боевую службу в удаленных районах. Конечно, надо учитывать, что батальон морской пехоты ВМФ СССР имеет небольшую численность и примерно соответствует роте морской пехоты ВМС США со средствами усиления.
Головной БДК пр.1171 «Воронежский комсомолец» был построен на ССЗ «Янтарь» г.Калининграде в 1966 году. Всего до 1975 года на этом ССЗ было построено 14 БДК. И в следующем проекте отечественного БДК Главком ВМФ СССР адмирал С.Г.Горшков продолжал следовать прежним концептуальным положениям - непосредственная высадка десанта на урез воды. ТТЗ на проектирование БДК пр.1174, шифр «Носорог», было выдано в 1964 году в Невское ПКБ. Главный конструктор был П.П.Милованов, а главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга А.В.Бехтерев. Однако в процессе проектирования по указанию Главкома вносились изменения, которые в конце концов привели к созданию оригинального универсального десантного корабля (УДК) при сравнительно небольшом водоизмещении. В результате появилась доковая камера и был увеличен состав авиагруппы. Эти изменения вносились Главкомом под впечатлением идущей полным ходом программы строительства УДК типа «Тарава» ВМС США. С другой стороны, на рубеже 70-х годов он, очевидно, стал осознавать, что будущее в десантных операциях за «вертикальным охватом».
Таким образом, новый БДК в окончательном виде мог высаживать десант как с помощью носового высадочного устройства на необорудованное побережье и на воду, так и непосредственно на воду с помощью кормового высадочного устройства и из доковой камеры с использованием высадочных катеров водоизмещающего типа пр.1176 или катеров на воздушной подушке пр.1206. Четыре транспортно-боевых вертолета Ка-29 (каждый на 16 десантников) позволяли, наконец, осуществлять «вертикальный охват» в ограниченных масштабах. Доступность берегов для этого БДК стала: для носовой сходни - 17%, для катеров - более 40%, а для вертолетов - 100%. БДК имел доковую камеру, простирающуюся почти на половину длины корабля, а носовая выдвижная сходня имела длину 32 м. Благодаря такой длине сходни удалось получить острые носовые обводы и обеспечить хорошие ходовые качества. В доковой камере можно было разместить 6 ДКА пр.1176 или 3 ДКА пр.1206. Десантовместимость - 25 средних танка (с использованием доковой камеры как трюма для бронетехники - 53 средних танка или 80 БТР) и до 500 морских пехотинцев. Оборонительное вооружение включало одну 76-мм артустановку АК-726 с РЛС управления «Турель», четыре 30-мм автомата АК-630 с РЛС управления «Вымпел», ЗРК СО «Оса-М» и РСЗО типа «Град-М». Полное водоизмещение - 14 060 т, дальность плавания 4000 миль, автономность по продовольствию - 30 суток. Главная энергетическая установка (двухвальная газотурбинная, общей мощностью 36 000 л.с.) обеспечивала скорость полного хода 20 узлов.
Корабль имел тяжеловесный внешний вид из-за относительно малого размера корпуса и громадной надстройки. Это получилось из-за принятого в самом начале в качестве прототипа БДК пр.1171, все дополнительные «улучшения» и привели к такому результат. Принятие для такого корабля газотурбинной установки потребовало решить и проблему агрегатной замены газотурбинных двигателей, однако этот вопрос из-за неудачной общей компоновки корабля до конца так и не был решен.
Головной БДК пр.1174 «Иван Рогов» был построен только в 1978 году (через 14 лет после выдачи ТТЗ!) на ССЗ «Янтарь» в г. Калининграде. Всего до 1989 года было построено только 3 БДК этого проекта.
Конечно, было понятно, что БДК пр.1174 имеет много недостатков, и поэтому по указанию Главкома все 80-е годы велось в Невском ПКБ проектирование полноценного УДК по типу УДК «Тарава» ВМС США, но с меньшим водоизмещением - пр.11780. Отсутствие свободных производственных мощностей и спекуляций вокруг их строительства на Черноморском ССЗ (некоторые коварные «радетели Отечества» из Генерального Штаба предлагали строить эти УДК вместо авианосцев на этом заводе) не позволило начать строительство полноценных УДК для ВМФ. В этой борьбе со спекуляциями Генерального Штаба сам Главком проявил исключительную изворотливость. На УДК пр.11780 первоначально предусматривалась сплошная полетная палуба для вертолетов и, при необходимости, для истребителей-штурмовиков Як-38. Представители Генштаба предлагали разместить в носу трамплин и обеспечить базирование и других самолетов, превратив этот корабль в универсальный авианесущий корабль. Казалось бы, идея здравая, но в хитросплетениях политиков из высшего руководства СССР любая здравая идея могла привести к краху другой, возможно, еще более здравой. Главком сразу уловил подвох в этом предложении Генштаба, ибо затем, как он не без основания считал, последует предложение об отказе от строительства авианосцев пр.11435 и замена их на пр.11780. Поэтому он немедленно приказал разместить вместо трамплина одну 130-мм артустановку АК-130 в носу прямо на полетной палубе, а всем НИИ ВМФ приказал «научно» обосновать не только необходимость на УДК такого оружия, но и места его размещения. Получив такой «научно обоснованный» проект, Генштаб потерял интерес к этому кораблю, который мог использовать только вертолёты. Необходимо добавить, что тогдашний Министр Обороны СССР маршал Д.Ф.Устинов потребовал, чтобы пр.11780 в мирное время мог решать задачи поиска и слежения за подводными лодками в океанской зоне. Эта идея окончательно «добила» проект.
Поскольку БДК пр. 1174 имел доковую камеру, то для этих кораблей решено было в 1968 году построить серию ДКА пр.1176 (улучшенный пр 1785), шифр «Акула». ТТЗ на его проектирование было выдано в ЦКБ «Нептун» в Москве. Главный конструктор С.Д.Воронцов, главный наблюдающий от ВМФ - капитан 3 ранга Ю.П.Василишин. Полное водоизмещение составило более 100 т, скорость полного хода 11.5 узлов, грузоподъемность 50 т. Строительство этих ДКА велось с 1971 по 1990 годы на Азовском ССЗ. Всего для ВМФ СССР было построено 29 ДКА.
В 60-70 годы было развернуто крупносерийное строительство средних десантных кораблей (СДК) проектов 770, 771, 773 и их модификаций в Польше на Северной верфи в г.Гданьск, спроектированных там же по ТТЗ ВМФ СССР. Главным наблюдающим от ВМФ СССР над пр.771, 773 был капитан 1 ранга Б.Н.Молодожников. Эти СДК имеют идентичную конструкцию - закрытый танковый трюм, носовые ворота с аппарелью и небольшой надстройкой в корме. Десантовместимость - 5 или 6 средних танков и до 180 морских пехотинцев на скамейках в танковом трюме. Оборонительное вооружение устанавливалось только с пр.771 и включало: один - два 30-мм автомата АК-230 и ПЗРК «Стрела-ЗМ» (не на всех). На всех проектах размещалась 140-мм РСЗО WM-18 (польск.).
Полное водоизмещение этих кораблей от 750 до 1190 тонн. Главная энергетическая установка (дизельная двухвальная, общей мощностью более 4000 л.с.) обеспечивала скорость полного хода 18-19 узлов. Дальность плавания достигала 1000 миль, а автономность с десантом - 5 суток. Всего с 1963 по 1972 год для ВМФ СССР в Польше было построено 64 СДК этих проектов. Эти корабли хотя и не так активно использовались на боевой службе как БДК, но они стали поистине «рабочей лошадкой» флота при межбазовых перевозках различных грузов. Именно эта служба была для них и опасна (особенно на Тихом океане) и почетна (для многих отдаленных гарнизонов они были единственными «кормильцами»). Корабли оказались очень удачными и полюбились на флотах.
Опыт боевой службы и многочисленных учений в 60-70 годах показал также определенное неудобство тех ДК, которые не могли перевозить и высаживать цельное подразделения морской пехоты. Поэтому было принято, что БДК должен перевозить один батальон, СДК роту, а МДК взвод. Поскольку в этот период морская пехота была полностью оснащена бронетанковой техникой, то, соответственно, СДК должен был поднимать от 10 до 13 средних танков или МП. Этим новым требованиям полностью отвечал только БДК пр.1174 и отчасти пр.1171, но совершенно не удовлетворяли СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 году по указанию Главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г.Горшкова было выдано ТТЗ на проектирование нового СДК пр.775. Проектирование их осуществлялось в Польше, главным наблюдающим от ВМФ СССР был вначале капитан 1 ранга Б.Н.Молодожников, затем гражданский специалист Н.И.Рыбников. В процессе проектирования корабли были переклассифицированы в БДК из-за значительного роста водоизмещения.
По конструкции это были корабли типа «гo-гo» с танковой палубой, проходящей по всей длине корабля. Архитектурный дизайн этих кораблей оказался весьма эстетичным. Десантовместимость составила до 13 средних танков и 150 морских пехотинцев. Оборонительное вооружение включало две 57-мм артустановки АК-725 с РЛС управления «Барс», ПЗРК «Стрела-ЗМ» и два РСЗО «Град-М». Полное водоизмещение 3 900 тонн. Главная энергетическая установка (двухвальная дизельная, мощностью 19 200 л.с.) обеспечивала скорость полного хода до 18 узлов. Несмотря на значительные размеры, корабль мог осуществлять переходы по внутренним водным путям.
Головной корабль был построен на Северной верфи г.Гданьска в Польше в 1974 году. Первая серия в 12 СДК была закончена в 1977 году. Вторая серия из 16 СДК (пр.775.lll) была закончена в 1991 г. Корабли второй серии отличались другой РЛС общего обнаружения, а с третьего корабля и другими артустановками (76-мм АК-176 вместо 57-мм). Два последних корабля этой серии были модифицированы под новые танки Т-80, но в ВМФ СССР так и не поступили, поскольку были арестованы поляками из-за неплатежей в 1992 году.
Всеобщее увлечение КДПП особенно сильно сказалось на развитии ДК ВМФ СССР. В 60-70 годах очень многие считали, что высокая скорость перехода десантных отрядов может полностью обеспечить внезапность десантных операций, а, следовательно, и успех десанта в целом. Считалось, что наибольший успех мог быть достигнут в использовании КДПП на коротких дистанциях. Естественно, для десантных кораблей наиболее подходящим был КДПП на воздушной подушке амфибийного типа - КВПА. Именно такие корабли были способны выходить прямо на берег, двигаться по льду, болотам и преодолевать многие инженерные заграждения. Однако все «забыли», что эти корабли обладали крайне низкой боевой живучестью и одного попадания ПТУР или снаряда танковой пушки было достаточно, чтобы КВПА любого размера превратился бы в пылающий факел. «Кто летает, тот не живуч» - эта аксиома действует всегда. Однако тогда в начале 60-х гг. многие были просто зачарованы этими кораблями и не только в СССР, но и во многих странах мира (США, Англия и др.). В СССР огромное пристрастие к КДПП питал Министр Обороны маршал Д.Ф.Устинов. В 1964-65 гг. в ПКБ «Алмаз» был впервые в СССР разработан опытный МДК КВПА пр.1232, шифр «Джейран». Главный конструктор Л.В.Озимое, главный наблюдающий от ВМФ - капитан 1 ранга Б.А. Колызаев, затем капитан 2 ранга В.А.Литвиненко. Созданию корабля предшествовали большие проектно - исследовательские и экспериментальные работы. В частности, для выбора принципа формирования воздушной подушки, оценки конструктивных мер обеспечения остойчивости, проверки устойчивости корабля на курсе, управляемости, амфибийности, мореходности были построены и испытаны две крупномасштабные модели водоизмещением 28-30 тонн с различными конструктивными схемами формирования воздушной подушки. При эксперименте на моделях были положительно решены и многие другие технические проблемы. Десантовместимость корабля была рассчитана на два средних или три плавающих танка. Корабль был построен в на ССЗ в Ленинграде в 1970 г.
Опытная эксплуатация этого корабля позволила учесть все недостатки в серийных кораблях пр.12321. Так, на серийных МДК было усилено оборонительное вооружение (установлены два 30-мм автомата АК-230 с РЛС управления «Рысь») и улучшены условия обитаемости. Полное водоизмещение МДК пр.12321 достигало 353 тонн, скорость полного хода 50 узлов, дальность плавания 300 миль, автономность 5 суток. Корпус корабля выполнен сварным из сплава АМГ-61 (корпус пр.1232 клепаный). Главная энергетическая установка этого МДК состояла из двух газотурбинных двигателей ДТ-4 общей мощностью 32000 л.с., приводящих в действие нагнетатели и четыре воздушных винта.
Всего с 1970 по 1984 год на ПО «Алмаз» в г.Ленинграде было построено для ВМФ СССР 20 МДК пр.1232, 12321. Это были первые в мире серийные и самые крупные КВПА. Дальнейшим развитием МДК пр.12321 стал МДК пр.12322, шифр «Зубр». ТТЗ на проектирование этого МДК было выдано в ПКБ «Алмаз» в 1978 году. Основное отличие от прототипа заключалось в увеличении десантной нагрузки (3 средних танка вместо 2 средних танков у прототипа). Кроме того, были изменены радиотехнические средства, а 30-мм автоматы АК-230 заменены на автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел».
Как в СССР, так и во многих морских державах, КДПП стали широко использоваться как десантно-высадочные средства. Большая скорость и приличная грузоподъемность позволили резко увеличить темпы выгрузки тяжелой техники с десантных транспортов и УДК на необорудованный пологий берег. Здесь ДКА КВПА не могли быть заменены никакими вертолетами. В отечественном ВМФ эти ДКА КВПА использовались еще и как десантно-штурмовые катера для действий в лиманах, устьев рек и на озерах. В то время вертолёты только начали поступать на флот и отношение к ним было среди моряков скептическое - больше доверяли этим катерам. Первым десантно-штурмовым катером (ДШКА) стал пр.1205, шифр «Скат», разработанный в 1969 году в ПКБ «Алмаз». Главным конструктором был Л.В.Озимов, главным наблюдающим от ВМФ капитан 2 ранга В.А.Литвиненко. На этом катере была применена конструктивная схема формирования воздушной подушки с гибкими ограждениями, с секционированием подкупольного пространства продольным гибким соплом, с периферийной подачей воздуха. Десантовместимость ДШКА составляла 40 морских пехотинцев. Вооружение катера включало два 7.62-мм пулемета ПКТ и четыре 30-мм гранатомета БП-30 «Пламя». Главная энергетическая установка состоит из трех турбовинтовых авиационных двигателей ТВД-10М мощностью по 780 л.с. Полное водоизмещение 27 тонн, скорость полного хода 49 узлов и дальность хода с этой скоростью 200 миль.
Головной ДШКА пр.1205 был построен на ПО «Алмаз», г.Ленинграде в 1969 году. Всего до 1976 года было построено на 3-х заводах 29 катеров (4 - ПО «Алмаз», 6 - ССЗ им. Горького, г.Зеленодольск, 19 - ФПО «Море», г.Феодосия). Дальнейшим его развитием стал ДШКА пр. 1209, шифр «Омар». ТТЗ на его проектирование было выдано в ПКБ «Алмаз» в 1972 году. Его главным конструктором стал Ю.М.Мохов, главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга Ю.Н.Богомолов.
Десантовместимось была увеличена до 60 морских пехотинцев, вооружение усилено за счет установки одного спаренного 12.7-мм пулемета «Утёс-М», а количество 30-мм гранатометов с четырех сокращено до одного.
Полное водоизмещение достигло 53 т, а стандартное 42 т. Главная энергетическая установка состоит из одной газовой турбины мощностью 6000 л.с., обеспечивающей скорость полного хода 60 узлов. Дальность хода была увеличена до 300 миль.
Однако в это время концепция десантно-штурмовых катеров на КВПА была уже и в ВМФ СССР признана бесперспективной, и серийная постройка была ограничена двумя ДШКА, построенными в 1979-80 годах на ФПО «Море», г.Феодосия. Задачи ДШКА повсеместно были возложены на транспортно-боевые вертолёты. Там же, на ФПО «Море», в 1982 году был построен и один артиллерийский катер КВПА для поддержки ДШКА пр.1238, шифр «Касатка». Основным вооружением катера было две ПУ РСЗО «Огонь» и один 30-мм автомат АК-630. Из-за прекращения строительства ДШКА была прекращена и постройка этих катеров. Для пр.1174 в 1968-73 гг. был построен десантно-высадочный катер (ДВКА) пр.1206, шифр «Кальмар». Проект был разработан в ПКБ «Алмаз» тем же конструктором, что и пр.1205. Главный наблюдающий ВМФ капитан 2 ранга В.А.Литвиненко. Катер создавался для БДК пр.1174. Грузоподьемность катера 37 тонн. Оборонительное вооружение состоит из одного спаренного 12.7-мм пулемета типа «Утёс-М». Главная энергетическая установка состоит из двух газовых турбин М-70 суммарной мощностью 20 000 л.с.
Полное водоизмещение 113 тонн, скорость полного хода 55 узлов, дальность хода 100 миль. Два первых ДВКА были построены в 1972-73гг. на ПО «Алмаз» и находились в опытной эксплуатации до 1976 года. Серийная постройка этих ДВКА производилась на ФПО «Море», г.Феодосия. Всего с учетом первых двух до 1985 года было построено 20 ДВКА этого проекта. В конце 70-х годов было решено построить новую серию ДВКА пр.12061, шифр «Мурена». Эти катера предназначались для доковых камер БДК пр.11780. ТТЗ на проектирование было выдано в ПКБ «Алмаз» в 1979 году. Главный конструктор Ю.М.Мохов, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга Ю.Н.Богомолов. При сохранении той же мощности главной энергетической установки водоизмещение было увеличено почти в полтора раза, а десантная нагрузка увеличилась почти до 50 т. У руководства ВМФ СССР было постоянное желание использовать эти маложивучие корабли и в ближнем бою. Поэтому оборонительное вооружение было усилено. В дополнение к 12.7-мм пулемету разместили два 30-мм автомата АК-306 и два 30-мм гранатомета БП-30 типа «Пламя». В связи с отказом от строительства БДК пр.11780 вся программа строительства этих ДВКА была сокращена. С 1985 года по 1992 год на Хабаровском ССЗ было построено только 8 ДВКА этого проекта. Это объяснялось и тем, что для новых катеров не было и подходящих носителей - УДК новых проектов.
В конце 60-х годов была предпринята и попытка создать ДК на базе кораблей-экранопланов (КЭП). Так, в 1968 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях было выдано ТТЗ на разработку ДК КЭП пр.904, шифр «Орлёнок». Главным конструктором этого корабля был Р.Е.Алексеев. Главный наблюдающий от ВМФ был капитан 2 ранга В.П.Ивашкевич. Основным назначением этого ДК была высадка разведывательно-диверсионных групп. Поэтому его боевая нагрузка была ограничена 20 тоннами.
Взлетная масса этого ДК была 120-140 тонн, скорость полета 200 узлов, дальность полета 550 миль.
Первый опытный ДК пр.904 был построен на опытном заводе «Волга» в г.Горький в 1979 году. Вся серия из 4-х ДК КЭП была завершена в 1983 году. Один из ДК пр.904 погиб в процессе эксплуатации без жертв.
Дальнейшего развития ДК КЭП не получили и в этом не последнюю роль сыграло бурное развитие в ВМФ СССР вертолетов различного 254 назначения.
Всего за период с 1945 по 1991 годы для ВМФ СССР было построено более 45 БДК, 86 СДК, 182 МДК и более 188 ДКА.

 

Источник: В.П. Кузин, В.И. Никольский "ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945-1991"