Водометный движитель

Cудовой движитель, состоящий из водопроточного канала, внутри которого расположен насос, засасывающий воду через входное отверстие водозаборного уства и выбрасывающий ее через сопло. Тяга создается за счет реакции струи, выбрасываемой В.Д. в сторону, противоположную движению судна. Известны водозаборные устройства статические, у которых плоскость входного отверстия совпадает с направлением набегающего потока, и полнонапорные с плоскостью входного отверстия, перпендикулярной к направлению набегающего потока. На водоизмещающих и глиссирующих судах применяются главным образом статические водозаборные устройства, на судах на подводных крыльях - полнонапорные. Рабочим органом В.Д. служат осевые и центробежные насосы, на быстроходных судах - двухступенчатые насосы. Ускорение потока перед его выбросом из В.Д. происходит в сопле - участке с плавно уменьшающимся сечением. Различают В.Д. с выбросом в атмосферу, с подводным и полуподводным выбросом. Из-за невозможности осуществить реверс В.Д. изменением направления вращения насоса на сопле часто устанавливают реверсивные устройства, состоящие из рулей и заслонок и обеспечивающие поворот выбрасываемой струи. Эти устройства используются также для управления судном по курсу. В.Д. при умеренных скоростях судна уступают по КПД гребным винтам и применяются, когда необходимы малая осадка и лучшая защищенность рабочего органа. При больших скоростях судна эффективность В.Д. близка к эффективности гребных винтов.