Весло

Приспособление для гребли, обычно деревянное, имеющее лопасть, с помощью которой создается упор. Весла бывают вальковые, распашные (безвальковые), парные, одно- и двухлопастные гребки. Лопасть переходит в веретено, которое у валькового Весла имеет на 1/4 своей длины утолщение (валек), оканчивающееся рукоятью. С рабочей, обращенной в корму стороны лопасть делается гладкой, с другой - имеет утолщение; лопасти Весел спортивных лодок имеют выпукло-вогнутый продольный профиль. Тонкий конец лопасти оковывается металлической полосой; иногда вся лопасть оклеивается стеклопластиком или делается из пластика типа полиэтилена. Веретено защищается от истирания в уключине манжетой из тонкой латуни, кожи или полиэтилена и может иметь буртик для удержания Весла в уключине. Валек уравновешивает весло относительно уключины. Для этой же цели служит свинец, который заливают в отверстия, просверленные в вальке. Вальковые Весла применяют на ялах, где на одной банке сидят два гребца; распашные Весла - на вельботах и гичках, где на банке сидит один гребец, работающий одним Веслом, и парные Весла - на небольших лодках, когда гребец работает двумя Веслами. Двухлопастные Весла-гребки применяют на байдарках, причем лопасти развернуты относительно друг друга на 90°. На веретено гребка надевают резиновые манжеты, препятствующие стеканию воды с лопастей на руки гребца. Однолопастные гребки применяют на каноэ и в качестве резервного движителя - на мотолодках и яхтах.