Теория корабля

наука, изучающая мореходные качества судна, такие как плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость и поведение на волнении. Основы теории корабля были заложены в XVIII в. Л. Эйлером. В законченную область знаний теория корабля сформировалась ко 2-му десятилетию XX в. Большой вклад в развитие теории корабля внесли Д. Бернулли, У. Фруд, С.О. Макаров, А. Н. Крылов и другие русские и иностранные ученые. Теория корабля этого периода базировалась на методах теоретической механики; входящие в уравнения коэффициенты, зависящие от гидродинамических сил, определялись на основе эмпирических данных. С 30-х гг. началось широкое внедрение методов гидромеханики в теорию корабля, причем развитие гидродинамического подхода к решению задач теории корабля определило современный облик этой науки, которую можно с равным основанием назвать корабельной гидродинамикой. Теорию корабля принято подразделять на 2 основных раздела - статику, рассматривающую равновесие неподвижного судна, и динамику, изучающую поведение движущегося судна. В статику корабля входят вопросы плавучести, остойчивости и непотопляемости судна. Иногда в этот раздел включают и теорию спуска судна на воду. Динамика корабля включает сопротивление воды движению судна, теорию гребного винта (и других движителей), управляемость и теорию качки судна. В последние годы многие задачи теории корабля, традиционно решавшиеся методами статики, начинают рассматривать в динамической постановке, например, наряду с обычной остойчивостью изучается остойчивость на ходу и при волнении. Ряд задач теории корабля, не решаемых с достаточной точностью расчетным путем, требует проведения экспериментальных исследований в гидродинамических лабораториях либо испытания натурного судна.