Радиодевиация

Отклонение фронта электро-магн. волн пеленгуемой радиостанции (радиомаяка) от истинного направления из-за влияния металлич. предметов на судне. Радиоволны создают вторичное электромагн. поле вокруг всех проводящих тел (корпус судна, мачты, трубы, надстройки, такелаж и пр.). к-рое воздействует на рамки и антенну радиопеленгатора одноврем. с первичным, создаваемым радиомаяком. Поскольку направление на источник вторичного излучения может не совпадать с направлением на радиомаяк, возникает систематич. ошибка в отсчете направления на т. н. угол радиодевиации. Его величина зависит от курсового угла на радиомаяк, длины волны пеленгуемых сигналов, осадки судна и пр. Характер изменения Р. определяется типом вторичного излучателя. Корпус судна и др. излучатели замкнутого (рамочного) типа создают Р. четвертного характера, к-рая может иметь большую величину (15-20°). Излучатели открытого типа (мачты, трубы, суд. антенны) в диапазоне гектометровых волн вызывают полукруговую Р., как правило, малой величины. Постоянная Р. возникает по причинам мех. иэлектр. характера: из-за неточной ориентации рамок при первонач. установке; в случае установки рамок вне ДП судна; из-за смещения азимут, круга или указателя радиогониометра и пр. Определение Р. производится при первонач. установке радиопеленгатора на судне, после выхода судна из ремонта и не реже одного раза в год для контроля. Р. определяют экспериментально путем сравнения курсового и радиокурсового углов на передающую радиостанцию, отсчитываемых одновремен. по азимут, кругу компаса и радиопеленгатору, для 4 равноотстоящих радиокурсовых углов 0, 45, 90 и 135°. Далее рассчитывают коэффициенты Р. По полученным данным осуществляют компенсацию (уничтожение) Р. После компенсации через 10-15° определяют остаточную Р., составляют таблицу и график, по к-рым вносят поправки в получаемые отсчеты при радиопеленговании. При определении Р. обязательно отмечают осадку судна, длину волны пеленгуемой радиостанции и т. д.