Паровая турбина судовая

Происхождение: от лат. turbo - вихрь, вращение с большой скоростью

Тепловой ротативный двигатель, в котором энергия нагретого под давлением водяного пара преобразуется в механическую работу вращения вала. Первым автором идеи создания П.Т. считается греческий ученый Герон Александрийский (около I в. до н. э.). Впервые патент на изготовление П.Т. получил в 1883 г. Г. Лаваль (Швеция), а первая П.Т., установленная в 1897 г. на судне, создана английским инженером Ч. Парсонсом. В русском флоте П.Т. применяются с 1903 г. В П.Т. тепловая энергия пара вначале превращается в кинетическую и только после этого - в механическую работу вращающегося вала. П.Т. состоит из статора с неподвижными каналами, направляющих лопаток (сопел) и ротора с расположенными на нем рабочими лопатками, образующими рабочие каналы, вращающиеся вместе с валом. Различают активные П.Т., в которых расширение пара происходит в направляющих каналах, и реактивные, в которых пар расширяется и в направляющих, и в рабочих каналах. По параметрам пара П.Т. делятся на турбины высокого и низкого давления, которые могут располагаться как в одном, так и в нескольких корпусах (однокорпусные и многокорпусные турбины). По направлению движения потока пара П.Т. разделяют на радиальные и аксиальные, по числу ступеней (совокупности направляющих и рабочих каналов) - на одноступенчатые и многоступенчатые. КПД соврем. П.Т. находится в пределах 89-94%. П.Т. применяют в качестве главных двигателей (котлотурбинные и атомные энергетические установки) и вспомогательных - приводящих в действие генераторы электрического тока, насосы и другой вспомогательные механизмы.