Паровая машина

Тепловой поршневой двигатель возвратно-поступательного движения, в котором потенциальная энергия водяного пара преобразуется в механическую энергию вращения вала. П.М. является первым тепловым двигателем, использованным для движения судов. Первоначально попытки создания и применения П.М. на судах относятся к XVII в. (например, Д. Папен). Первые пригодные для промышленного применения П.М. были созданы в 1763 г. русским изобретателем И. И. Ползуновым и в 1774 г. англичанином Дж. Уаттом. Эксплуатация П.М. в качестве главных судовых двигателей началась в США в 1807 г., а в России в 1815 г. Принцип действия П.М. следующий. Пар поступает в цилиндр, расширяется и перемещает поршень. Связанный с поршнем кривошипно-шатунный механизм преобразует поступательное движение поршня во вращательное движение вала. Первые П.М. (мощностью 13 кВт) имели по одному цилиндру. Отработавший пар из него выходил в атмосферу. В дальнейшем стали применять машины многоступенчатого действия, в которых пар последовательно проходил через несколько цилиндров, а затем конденсировался. КПД таких П.М. достигал 20-25%. Своего расцвета П.М. достигли в начале XX в., их мощность составляла 15 тыс. кВт. Достоинствами П.М., сохраняющимися до настоящего времени, являются простота конструкции и обслуживания, а также обеспечение использования полной мощности машины при повышении нагрузки на движителе. К середине XX в. применение П.М. на судах практически прекратилось из-за их низкого КПД, большой массы и габаритов.