Обработка корпусного металла

совокупность произв. процессов по изготовлению деталей корпуса судна из листового и профильного проката. О. к. м. разделяют на первичную и основную. К первичной О. к. м. относятся правка, очистка от окалины и ржавчины, нанесение антикорроз. покрытия. Осн. О. к. м. включает: разметку и маркирование деталей; резку механическую или тепловую; повторную правку; гибку и комплектацию. Правку корпусного металла производят для устранения волнистости, бухтин, серповидной кривизны листов и кривизны профильного проката (см. Правильные работы). Очистку корпусного металла выполняют: мех. способом - в дробеметных, дробеструйных установкахках, пневм. машинками и шарошками и хим. способом - травлением в растворе кислот (см. Очистка судостроительных материалов). Анти-корроз. защиту поверхности металла на межопе-рационный период осуществляют грунтами ВЛ-02, ВЛ-023 или раствором препарата „Мажеф". Разметка заключается в нанесении на листы и профили контуров деталей, контрольных линий, линий установки набора и пр. Разметке подлежит листовой и профильный прокат, из к-рого будут вырезаться детали. Операция выполняется вручную, фотопроекционным, эскизным или шаблонным методом либо на разметочно-маркировочной машине с программным управлением. Маркирование деталей производят кернением, краской или спец. чернилами. Резку металла выполняют мех. или тепловым способом. Гибку корпусного металла осу-ществляют холодным или горячим способом (см. Гибочные работы). Комплектацию деталей по узлам и секциям выполняют для передачи их на сборку полными комплектами. На соврем. судостроит. предприятиях операции О. к. м. осуществляют на поточных линиях, где соотв. оборудование расположено по ходу технологич. процесса. Обрабатываемый металл перемещается по поточной линии с помощью рольгангов. Осн. виды поточных линий в судостроении: правки листового проката; очистки, грунтовки, сушки листов; тепловой резки; мех. резки; правки и очистки профильного проката; изготовления деталей из профильного проката; транспортировки; комплектования готовых деталей. Поточные линии, на которых все осн. и часть вспом. операций выполняются при помощи машин и механизмов, называют механизированными (см. Механизация судостроит. производмтва), а поточные линии, на которых все операции выполняются машинами и механизмами автоматически по заданной программе,- автоматизированными (см. Автоматизация в судостроении). Применение на поточных линиях машин с программным упр. повышает точность изготовления деталей.