Оболочка судовая

Искривленный тонкий (толщиной обычно в 20 раз меньше остальных размеров и радиусов кривизны) элемент конструкций корпуса судна, например, обшивка прочного и легкого корпусов подв. аппарата, судовой цистерны, гибкое ограждение СВП и т. п. О. обычно имеют форму цилиндра, конуса, сферы, тора и их сочетаний. Разность давлений в разделяемых О. средах вызывает в ее поперечных сечениях напряжения, часть которых, линейно изменяющаяся по толщине, называется изгибными напряжениями, а часть, постоянная по толщине - цепными напряжениями. В хорошо сконструированных О. изгибные напряжения равны нулю или весьма малы. Такое состояние О. называется безмоментным. Если же изгибные напряжения больше цепных - напряженное состояние моментное. Осн. трудность конструирования О. с безмоментным напряженным состоянием - необходимость обеспечения ее устойчивости, зависящей от неизбежной при постройке начальной погиби О. Устойчивость О. существенно повышается подкреплением ее ребрами жесткости, например, подкрепление шпангоутами корпуса подводного аппарата. Ребра жесткости искажают безмоментное напряженное состояние гладкой О., вызывая изгибные напряжения. Поэтому напряженное состояние подкрепленной О. - смешанное. В мягких О. (гибкое ограждение СВП, мягкие защитные О. радиолок. антенн, эластичные емкости для жидких и сыпучих грузов и т. п.), изготовляемых из тканей, полотнищ резины, полимерных пленок и т. п., любая нагрузка вызывает безмоментное напряженное состояние из-за их исчезающе малой жесткости при изгибе. Мягкая О. при сжимающих напряжениях люой величины теряет устойчивость, вследствие чего на ней возникают складки.