expotermo.ru система отопления и водоснабжения последний отзыв
Наклонный стапель

Построечно-спусковое сооружение, представляющее собой наклонную плоскость, на которой производится постройка судна. Спуск судна на воду осуществляется под действием его собственной массы, для чего Н.С. оборудуется спусковыми дорожками, по которым на салазках скользит постро-енное судно. Для обеспечения скольжения на спуско-вые дорожки наносится слой специальной спусковой насалки или спусковые дорожки и салазки имеют на соприкасающихся плоскостях покрытие из антифрикционных материалов (пластмасс). Различают Н.С. продольные и поперечные. Продольный стапель обеспечивает спуск судна в направлении его диаметральной плоскости. При этом основная плоскость строящегося на Н.С. судна параллельна плоскости стапеля, которая имеет постоянный уклон в сторону акватории верфи от 1:12 до 1:24 (обычно 1:21-7-1:24). На некоторых продольных Н.С. имеется переменный уклон, прогрессивно возрастающий в сторону акватории. Число спусковых дорожек 2-4. Спусковые дорожки продольного Н.С. имеют надводные и подводные части. Их подводное окончание называется порогом стапеля. Подводная часть спусковых дорожек может осушаться, для чего Н.С. в нижней части должен быть подобен сухому доку и иметь днище, стенки и головную часть с затвором. Поперечный стапель обеспечивает спуск судна в направлении, перпендикулярном к диаметральной плоскости (боковой спуск). Судно строится в горизонтальном положении, что достигается разновысотностью опорного устройства по разным бортам. Уклон поперечного Н.С. от 1:5 до 1:12. Число спусковых дорожек 2-20. Поперечный Н.С. не имеет осушаемой части. Его порог может быть под водой, у уреза воды и над водой. Н.С., как и стапельное место любого другого типа, снабжают подъемно-транспортным оборудованием (портальными, башенными или козловыми подъемными кранами), а также инженерными сетями для подачи электроэнергии, сжатого воздуха, газов, пара, воды. Недостатками Н.С. являются: неуправляемый и неконтролируемый спуск судов, значительные усилия, действующие при спуске на корпус судна и спусковое устройство, невозможность нормального спуска судна при некоторых обстоятельствах (выдавливание насалки), необходимость постройки судов в наклонном положении (только для продольных Н.С.), сложность перекрытия эллингами.