Надувная лодка

Плавающее средство, изготовленное из прорезиненного или пластикового материала, форма которого поддерживается за счет избыточного давления воздуха (или углекислого газа) в отсеках-камерах. Н.Л. ши-роко используются как спасательные, туристские, рыболовные, десантные средства, суда для изыскательных партий. Важ-нейшими качествами Н.Л. являются транспортабель-ность, большие живучесть и грузоподъемность при малой массе корпуса, возможность швартовки на взволнованном море к борту другого судна без опасения за прочность корпуса. По способу движения Н.Л. бывают гребными и моторными. Гребные Н.Л. представляют собой замкнутую О-образную камеру цилиндрического сечения с приклеенным снизу днищем из одного слоя материа-ла или надувным (матрасного типа) днищем. При больших размерах борта Н.Л. снабжаются надувными поперечными распорками, служащими также сидень-ями для гребцов. Камеры Н.Л. разделяются внутренними перегородками на несколько изолированных отсеков для обеспечения живучести. На днище изнутри Н.Л. укладываются разборные фанерные пайолы, распределяющие нагрузку. Моторы Н.Л. выполняются подковообразной формы и снабжаются жестким фанерным транцем, вклеенным между бортовыми камерами. При мощности подвесного мотора до 7,5 кВт роль транца может выполнять надувная поперечная камера, замыкающая концы „подковы". Вкладные фанерные пайолы собираются в жесткую конструкцию, воспринимающую упор гребного винта и препятствующую деформации корпуса. Между пайолом и днищем из прорезиненной ткани устанавливается разборный киль, придающий днищу килеватость. С помощью винтовых натяжек-талрепов транец жестко раскрепляется с пайолами. Носовая часть закрывается декой из прорезиненного материала и иногда снабжается ветровым стеклом. На моторные Н.Л. устанавливают подвесные моторы мощностью до 90 кВт, способные развивать скорость до 100 км/ч. С целью повышения мореходных качеств спасательных Н.Л. в последние годы применяются комбинированные конструкции- с жестким пластмассовым днищем большой килеватости и надувными бортами. Подобные суда строятся длиной до 12 м, имеют водоизмещение до 7 т и снабжаются стационарными механическими установками мощностью до 300 кВт, спаренными с водометными движителями или угловыми поворотно-откидными колонками с гребными винтами. Для изготовления надувных камер Н.Л. применяют одно- или многослойные материалы на основе хлопчатобумажных (для малых гребных Н.Л.) или синтетических тканей, покрытых резиной с обеих сторон. Гребные Н.Л. делают также из нетканых материалов, например поливинилхлорида. Избыточное давление в камерах, определяющее вместе с диаметром камер жесткость корпуса, составляет 10,13-15,2 МПа.