Надстройка судовая

Закрытое сооружение на верхней палубе, простирающееся по ширине от борта до борта или отстоящее от обоих бортов на расстояние, не превышающее 0,04 ширины судна. Аналогичные над-палубные сооружения, отстоящие от бортов на боль-шие расстояния, называются рубками. В зависимости от протяженности по длине судна Н. бывают сплошные (длина Н. близка к длине корпуса) и раздельные, в зависимости от высоты - одно- и многоярусные. Высота ярусов определяется условиями нормальной жизнедеятельности людей и размещения необходимого оборудования. По месту расположения Н. различают: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют). Бак и ют, как правило, одноярусные; их внешние обводы являются продолжением обводов корпуса. Они предохраняют палубу от заливания волнами соответственно с носа и с кормы. Средняя Н. встречается главным образом на судах со средним расположением МО и служит для защиты от волн сходов и световых люков МО. По функциональному признаку выделяют так называемую жилую Н.- многоярусное сооружение, предназначенное для размещения жилых, бытовых и служебных помещений. На верхних ярусах жилой Н. обычно располагаются каюты командного состава, над ними - ходовой мостик с рулевой, штурманской и радиорубками. Жилая Н. может иметь носовое, кормовое, среднее и промежуточное (смещенное примерно на 3Д длины судна в корму) расположение. Иногда средняя (жилая) Н. сливается с баком или ютом, образуя соответственно удлиненный бак (не менее '/4 длины судна) или удлиненный ют. Суда с надстрой-ками, отстоящими друг от друга не более чем на 0,3 длины судна, называют колодезными. Количество, расположение и форма Н. в значительной степени определяют архитектурно-конструктивный тип судна (1-, 2- и 3-островные суда). Наиболее распространены 3-островные суда с баком, ютом и средней надстройкой. На крупных судах помимо жилой Н. (или рубки) чаще всего предусматривают только бак, а на очень больших высокобортных судах иногда вообще отказываются от бака и юта (гладкопалубное судно). Н. имеют непроницаемые закрытия дверей, иллюминаторов и люков; они увеличивают запас плавучести судна и улучшают его мореходные качества.