Маневрирование

Изменение направления движения судна и его скорости с помощью руля, движителей, подруливающих устройств и др. в целях обеспечения безопасности плавания или решения эксплуатационных задач (швартовка, постановка на якорь и снятие с якоря, проход узкостей, шлюзование, докование и прочее.). Способность к М. определяется такими качествами судна, как скорость, ходкость, управляемость, устойчивость на курсе и поворотливость, а также инерционными характеристиками (временем и расстоянием, необходимыми судну для остановки или приобретения другой заданной скорости после изменения режима работы или остановки движителя). На инерционные характеристики судна влияют: начальная скорость движения, водоизмещение и загрузка судна, наличие крена и дифферента, тип и мощность судовой энергетической установки, глубина моря, гидрометеорологические факторы. М. одновинтового судна (винт правого вращения) обеспечивается гидродинамическим взаимодействием подводной части корпуса судна, винта и руля. Установленный в ДП позади винта руль высокоэффективен, так как при некотором его отклонении от среднего положения струи работающего винта создают давление на руль, пропорцией, площади пера руля, углу его поворота и скорости набегающего потока. Когда руль положен на борт, а двигателю дают кратковременный малый, средний или, редко, полный ход вперед, создается усилие, разворачивающее судно на месте. Поворот на противоположный курс лучше делать через правый борт, так как радиус циркуляции вправо меньше и при работе двигателя на задний ход корма будет двигаться влево, ускоряя разворот. Условия М. одновинтового судна, оснащенного винтом левого вращения, противоположны указанным. М. двухвинтового судна упрощается по сравнению с одновинтовым, так как на нем возможна работа машинами в раздрай (правая машина вперед, левая - назад, или наоборот). При необходимости на двухвинтовом судне можно выполнить разворот на месте. М. судна с винтом регулируемого шага (ВРШ) в диапазоне скоростей от полного хода вперед до полного назад достигается поворотом лопастей винта. ВРШ обеспечивает высокую маневренность, поскольку сокращает на 30-40% время реверса, соответственно уменьшая время торможения и тормозной путь судна, что особенно важно при плавании в узкостях, в условиях ограниченной видимости и при швартовке. М. в стесненной обстановке при быстро меняющейся ситуации требует точного расчета элементов постулат, и вращательного движения судна. Поэтому на каждом судне имеется таблица маневренных элементов, где приведены все основные маневренные и инерционные характеристики судна: сведения о выбеге, наборе скорости и тормозных его характеристиках, времени и пути, как при пассивном, так и при активном торможении в грузу и в балласте; о радиусе циркуляции судна вправо и влево при различных углах перекладки руля; о режимах хода и соотношении скорости судна и оборотов винта. Опыт мореплавания позволил выработать ряд практических рекомендаций по М. судна в определенных условиях. М. в шторм производится так, чтобы снизить амплитуду качки, заливание и забрызгивание судна, не допустить оголения винтов, а также больших напряжений в корпусе. Особый вред судну наносит сильная качка, зависящая от характеристик остойчивости судна и курса судна относительно волнения. Наиболее опасна резонансная качка (бортовая и килевая), когда период собственных колебаний судна равен кажущемуся периоду волны. Ее предотвращают изменением курса и скорости судна. Против или почти против волны следует двигаться с малой скоростью, предохраняя этим от ударов носовую оконечность (см. Выпинг, Слеминг). При длине волны, близкой к длине судна, необходимо идти под некоторым углом к фронту волны, чтобы избежать больших изгибающих напряжений в корпусе. При курсах по волне или близких к ним не следует идти полным ходом; скорость судна должна быть несколько больше или меньше скорости волны (при этом уменьшается бортовая качка, предотвращаются оголение винтов и заливание кормы). Необходимо уклоняться от движения судна лагом к волне, вызывающего сильную качку и интенсивное заливание палубы. Наиболее опасным маневром судна в штормовую погоду является поворот на новый курс с пересечением фронта волнения, так как при этом судно на короткое время оказывается лагом к волне. М. в тропическом циклоне производится так, чтобы судно не попало в его центр, так как разрушительная сила ветра (скорость до 100 м/с) представляет серьезную опасность. Положение судна относительно центра циклона определяется по барометру (давление падает или повышается) и направлению ветра. Место тропического циклона и направление его перемещения определяет Всемирная служба погоды, которая регулярно, сразу после зарождения циклона, дает координаты его центра, занимаемую область и предполагаемое направление движения. При плавании в о льдах значения маневренных характеристик судна резко отличаются от их значений на свободной воде, возрастает риск повреждения корпуса и винторулевого комплекса. Поэтому перед одиночным плаванием без ледокола необходимо ознакомиться с ледовым прогнозом и выбрать маршрут перехода, сообразуясь со сложностью ледовой обстановки, прочностью судна и его маневренными возможностями. При М. во льдах гребной винт должен быть полностью погружен в воду. На подходе к кромке льда следует сбавить ход до малого и входить в лед под прямым углом. Руль можно перекладывать только на переднем ходу судна, при движении назад он должен быть в положении "прямо". Поворот судна следует выполнять, придерживаясь внутренней кромки ледового канала, с тем, чтобы предохранить кормовую оконечность от ударов о лед. При плавании за ледоколом тактику и скорость движения каравана определяет капитан ледокола. Подробную информацию о районах морей, покрытых льдом, и состоянии льда дает ледовая служба. М. в порту осуществляется, как правило, с помощью портовых буксиров. Их число и мощность определяют капитан судна и лоцман исходя из особенностей судна и погодных условий. При работе буксиров главный двигатель судна, якорное и рулевое устройства должны быть в полной готовности к немедленному действию. М. при швартовке производят с помощью судовых средств управления судном (руль, винт, подруливающие устройства) и привлеченных средств - буксиров.