Малыгин

советский ледокольный пароход Арктического флота СССР, внесший значительный вклад в освоение Арктики и Северного морского пути. Построен в 1912 г. в Англии и первоначально назван "Соловей Будимирович". В 1921 г. переименован в "Малыгин" в честь русского полярного исследователя капитан-командора С. Г. Малыгина. В том же году на пароходе вышли в первый экспедиционный рейс научные сотрудники только что созданного Плавморнина для проведения различного рода наблюдений в Баренцевом и Карском морях. В 1928 г., когда дирижабль "Италия" попал в аварию и участники экспедиции У. Нобиле затерялись во льдах Арктики, "М." поспешил на их поиски, но был зажат льдами недалеко от острова Надежды (архипелаг Шпицберген). С борта "М." самолет, пилотируемый полярным летчиком М. С. Бабушкиным, вылетел в сложных погодных условиях на спасение группы Нобиле, дважды садился на льды, но из-за шторма вернулся на судно. Выйдя из льдов, "М." продолжал обследование районов Баренцева моря к Востоку от Шпицбергена. В 1931 -1939 гг. на "М." производились гидрологические исследования в различных районах Арктики. Под командованием капитана Д. Т. Черткова пароход 2 раза посетил остров Рудольфа (архипелаг Земля Франца-Иосифа), где в 1932 г. в связи с проведением 2-го Международного полярного года была основана самая северная в мире полярная станция. В 1935 г. экспедиция на "М." открыла в районе острова Исаченко (Карское море) архипелаг из 7 островов. В 1937 г. "М." вместе с ледокольными пароходами "Садко" и "Георгий Седов" дрейфовал во льдах от острова Бельковского (Новосибирские острова) на Север до 83°05' северной широты, откуда только в сентябре 1938 г. с величайшими трудностями вышел с помощью ледокола "Ермак". В 1940 г. "М." был выведен из эксплуатации. Водоизмещение 3200 т, длина 78,9 м, ширина 14,2 м, мощность паровой машины 20 608 кВт, скорость на чистой воде 12 уз.