Макетирование в судостроении

Часть процесса объемного проектирования судна, заключающаяся в объемно-пространственном изображении (из дерева, пластмасс и других материалов) сборочно-монтажных единиц (СМЕ) судового оборудования, блоков и помещений судна в масштабах 1:5, 1:10 и реже 1:20. Производится с целью наиболее рациональной расстановки механизмов и оборудования, объединения их в крупные СМЕ в виде агрегатов, монтажных и зональных блоков, изыскания оптимальной трассировки трубопроводов и кабельных сетей, объединения труб и армат, в узлы и пакеты для предварительного изготовления в цехе, а также ускорения рабочего проектирования, повышения качества рабочей документации и отработки оптимальной последовательности монтажных работ. Применяют для насыщенных оборудованием помещений на судах и плавсредствах всех классов, типов и назначений. Для М. используют ориентировочные эскизы расположения оборудования, чертежи конструкций корпуса, эскизы СМЕ, схемы трубопроводов и кабельных сетей. Материалы для основных конструкций макетов СМЕ: для деталей опорных рам и корпуса - окрашенное оргстекло и полистирол; для моде-лей труб, арматурных, фланцевых соединений, колен труб и простых по форме механизмов - гранулированный полистирол или другие пластмассы (литье); для крупных моделей механизмов и оборудования - пенопласт маркиПС-1 и дерево. Для склеивания деталей и моделей применяют дихлорэтан и клей на основе ацетона. Последовательность М. СМЕ: подбор и изготовление моделей механизмов, оборудования и арматуры; расстановка и объединение моделей на подмодельной пластине в СМЕ по эскизу; изыскание оптимальной компоновки оборудования и целесообразной формы опорной конструкции; изготовление модели опорной конструкции и компоновка на ней оборудования, трубопроводов и кабельных сетей; проверка взаимного расположения СМЕ с другим оборудованием на макете блока или помещения судна и внесение необходимых коррективов в расположение моделей. Последова-тельность М. блока или помещения судна: изготовление подмакетной рамы из деревянных брусков с необходимыми продольными и поперечными разъемами для доступа к моделям; установка на раму настила из оргстекла или полистирола и разметка на нем сетки координирующих линий с выделением базовых линий судна; изготовление моделей на бора судна, второго дна, платформ, переборок с нанесением на них плоских конструкций сеток, координирующих и базовых линий; сборка макета путем приклейки на бора и переборок к настилу подмакетной рамы информирование настила второго дна, платформ, шельфов, палуб и других корпусных конструкций; установка моделей донной и забортной арматуры и отдельного оборудования; установка, проверка стыковки и подгонка макетов крупных СМЕ в последовательности от трюма к платформам и палубам; отработка трассировки трубопроводов, кабельных сетей, вентиляции и другого насыщения с учетом минимизации трасс и межблочных связей, пакетирования труб и других технологических решений; проверка по ходу М. возможности замены и ремонта отдельного оборудования и арматуры, погрузки и выгрузки механизмов и СМЕ в целом; сдача макета комиссии, замеры координатных размеров установки оборудования, СМЕ трубопроводов, кабельных сетей и другого насыщения; расчеты собираемости СМЕ с пересчетом на натурные размеры для использования их в рабочих чертежах. Изготовленные и принятые макеты сохраняются на период постройки головного судна и используются также при разработке технологии монтажных работ и контроле принимаемых производственным персоналом решений.