Лоцманское судно

служебно-вспомогательное судно для оперативного лоцманского обслуживания транспортных судов в портах и на акваториях с большой протяженностью лоцманской проводки при любых метеорологических условиях. Функции Л.С. состоят в доставке на проходящие суда лоцманов с помощью ботов, являющихся бортовыми плавучими средствами Л.С.; непосредственной передаче лоцманов на суда и последующего их снятии с этих судов при невозможности использования ботов; лоцманской проводке судов за собой методом лидирования в штормовых условиях до защищенных акваторий, где про-исходит передача или снятие лоцманов; регулярном патрулировании в определенном районе. Л.С. представляет собой плавающую самоходную станцию с необходимыми судовыми запасами, жилыми и служебными помещениями, обеспечивающими нормальные условия обитаемости для дежурящих на ней лоцманов (20-35 человек) и представителей портовых властей и команды. Л.С. отличаются высокими маневренностью и мореходностью. Спускоподъемные устройства ботов, состоящие из специальных лебедок и шлюпба-лок, обеспечивают быстрое и надежное зацепление (или отдачу, в том числе дистанцию) подвесок на волнении. На Л.С. применяются дизель-электрические или дизель-редукторные ЭУ с ВРШ, обеспечивающие как стабильный малый ход, так и изменение мощности в широком диапазоне, от самой минимальной до максимальной. Автономность современных Л.С. не менее 30 суток, водоизмещение до 1500 т, скорость 13-14 уз, количество лоцманских ботов от 1 до 6. На некоторых Л.С. предусмотрены вертолетные площадки.