Линейный корабль

Линкор. 1. В парусном флоте (конец XVII - середина XIX вв.) наиболее крупный боевой 3-мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек). В зависимости от количества пушек Л.К разделялись на ранги. Л.К. предназначались для совместных боевых действий против кораблей противника. Появление Л.К. связано с применением линейной тактики ведения морского боя (корабли выстраивались в кильватерную колонну - линию баталии). Первым русским Л.К. считается „Полтава", построенная в 1712 г. К середине XIX в. водоизмещение парусных Л.К. достигало 5000 т, вооружение 130 пушек, экипаж 800 человек. Крупным морским сражением с участием парусных Л.К. являлся Синопский бой в 1853г. С 1848 г. начинают создаваться парусно-винтовые Л.К., такие как „Наполеон" (Франция), „Агамемнон" (Англия) и другие. Во 2-й половине XIX в. в связи с применением в морском деле паровых двигателей и винта, а также брони-рования парусные Л.К. уступают свое место в военных флотах броненосцам. 2. В паровом броненосном флоте боевой надводный корабль с мощным артиллерийским вооружением, предназначенный для уничтожения в бою кораблей всех типов, а также поражения береговых объектов. Возрождение названия „Л.К." произошло после русско-японской войны 1904-1905 гг., когда на смену броненосцам пришли корабли больших водоизмещения и скорости, с более совершенным бронированием и усиленным артиллерийским вооружением. Элементы линейной тактики ведения боя сохранялись до 1-й мировой войны. В Рос-сии с 1907 г. эскадренные броненосцы были переименованы в Л.К. („Андрей Первозванный" и другие), а с 1911 г. начали вступать в строй новые Л.К. типа „Севастополь", водоизмещение которых составляло 23 тыс. т, скорость 23 уз, вооружение: 12305-мм, 16 120-мм, 2 75-мм орудия и 4 торпедных аппарата. Первым Л.К. специальной постройки считается „Дредноут" (Англия), вступивший в строй в 1906 г., впоследствии это название становится обобщенным названием всех Л.К. (в русской терминологии сохранилось название „Л.К."). Интенсивное строительство Л.К. осуществлялось перед 2-й мировой войной и в ее период. Наиболее совершенным Л.К. того времени считается „Айова" (США) постройки 1940 г. Его полное водоизмещение достигало 59 тыс. т, скорость - 30 уз, толщина бортовой брони - 406 мм, вооружение: 9 406-мм, 20127-мм, 80 40-мм орудий и 48 20-мм зенитных автоматов. На корабле базировались 4 самолета. Мощные Л.К. (типа „Советский Союз") были заложены в СССР в 1938 г. (водоизмещением до 65 тыс. т), однако из-за начавшейся войны их строительство не было завершено. Существует также термин „карманный Л.К.". Он относится к нескольким кораблям, построенным в Германии в 1928-1934 гг. в рамках ограничений Версальского мирного договора 1919 г. По сравнению с другими Л.К. они были небольшими, но имели мощное артиллерийское вооружение. Фактически это были тяжелые крейсеры, хотя к моменту спуска они пре-восходили большинство крейсеров по количеству вооружения, по скорости и дальности плавания. Во время 2-й мировой войны Л.К. использовали для защиты авианосных соединений и обеспечения десантных операций. Попытки фашистской Германии использовать одиночные Л.К. для действий на морских сообщениях противника (рейдерство) успеха не имели - к концу войны все Л.К. Германии были уничтожены. После 2-й мировой войны Л.К. утратили свое значение.