Линейные конференции

Объединения судовладельцев, образуемые с целью ограничения взаимной конкуренции и получения максимальных доходов при перевозке грузов. Создаются на международных морских путях с постоянными грузопотоками, обслуживают перевозки только в одном направлении, между определенными портами по согласованным фрахтовым тарифам. Л.К. имеют устав, являются юридическими лицами. Система Л.К. возникла во 2-й половине XIX в. в условиях неограниченной конкуренции, обострившейся из-за быстрого роста тоннажа мирово-го флота на определенных направлениях морской торговли. Первая Л.К. состоялась в 1875 г. на направлении Лондон - Калькутта. Чтобы избежать утраты клиентуры, Л.К. заключают соглашения о лояльности (договоры исключительного патронажа), обязывающие постоянных грузоотправителей пользоваться услугами только членов Л.К. В обмен на коммерческую лояльность судоходные компании предоставляют грузоотправителям, подпи-савшим соглашение, определенную скидку с тарифных ста-вок. Однако даже такие меры не могут полностью исключить конкуренцию, что приводит к так называемым „фрахтовым войнам" (игре на понижение фрахтовых ставок между конкурентами). Наиболее крупной из них была „война" 1935-1937 гг. между Л.К. США „Южная и Восточная Африка" и судоходной компанией „Сиз шиппинг компани" („Робин лайн"), в ходе которой фрахтовые ставки достигли самого низкого за всю историю уровня. В настоящее время почти все крупные судоходные компании являются членами хотя бы одной Л.К. Наиболее прочно система Л.К. установилась на направлениях между Европой, США и Японией. Пароходства социалистических стран являются членами некоторых Л.К.