Ленин

1. Эскадренный миноносец Балтийского флота, команда которого принимала активное участие в Гражданской войне. Построен в Петрограде в октябре 1914 г. и назван „Капитан 2 ранга Изыльметьев" в честь героя Петропавловской обороны 1854 г. во время Крымской войны (1853-1856). Вступил в строй в июле 1916 г. Участвовал в боевых действиях 1-й мировой войны. В составе кораблей Балтийского флота совершил Ледовый поход в 1918 г. из Ревеля (Таллинна) в Гельсингфорс (Хельсинки). В 1918-1919 гг. находился на долговременном хранении. В декабре 1922 г. получил название „Л.". В 1924- 1926 гг. прошел капитальный ремонт. В марте 1940 г. стал учебным кораблем Балтийского флота. К началу Великой Отечественной войны находился на ремонте в Лиепае и 24 июня 1941 г. взорван своим экипажем, чтобы не достался немецко-фашистским захватчикам. В период оккупации города немцы подняли „Л", но он вновь затонул. После войны поднят аварийно-спасательной службой Балтийского флота и сдан на металлолом. Водоизмещение 1260 т, длина 98 м, ширина 9,3 м, скорость 35 уз, экипаж 150 чел. Вооружение: 4 102-мм и 1 37-мм орудия, 2 пулемета, 80 мин, 3 3-трубных торпедных аппарата. 2. Русское посыльное судно Балтийского флота, в октябре 1917 г. находившееся в распоряжении Петроградского Военно-революционного комитета. Построено в 1893 г. во Франции как пограничный крейсер и названо „Роксана". Входило в Отдельный корпус пограничной стражи. В августе 1914 г. мобилизовано и включено в состав Балтийского флота. Участвовало в боевых действиях 1-й мировой войны. Команда корабля принимала участие в Февральской буржуазно-демократической революции, а затем в Великой Октябрьской социалистической революции. В 1918 г. обороняло Котку от финских белогвардейцев. В 1919 г. вошло в состав морской пограничной охраны ВЧК, в июне этого же года получило имя „Ленин". В ноябре 1919 г. переоборудовано в тральщик, который после окончания Гражданской войны в 1921 - 1922 гг.
занимался боевым тралением на Балтийском море. В 1928 г. разобран на металлолом. Водоизмещение 157 т, длина 37 м, ширина 4,2 м, скорость 12 уз. Вооружение: 2 37-мм орудия, 1 пулемет. 3. Русский вооруженный пароход Доно-Азовской военной флотилии, команда которого участвовала в Гражданской войне. Построен в Англии в 1883 г. как колесный буксирный пароход под названием „Флайинг Эрроу", затем переименован в „Елизавета Звороно", а с 6 апреля 1920 г. получил имя „Л." и вошел в состав Доно-Азовской военной флотилии. В мае 1920 г. переведен во вновь созданную Азовскую военную флотилию и переоборудован в тральщик. С 1922 г. находился в составе Морских сил Черного моря. После окончания Гражданской войны в 1922-1923 гг. участвовал в боевом тралении. В 1929 г. разобран на металл. Водоизмещение 243 т, длина 32,9 м, ширина 5,8 м, скорость 11 уз, экипаж 36 человек. Вооружение: 3 пулемета. 4. Штабной корабль Астрахано-Каспийской военной флотилии в годы Гражданской войны. Построен в 1915 г. в Коломне как речной товаропассажирский теплоход и назван первоначально „Великий князь Николай Николаевич", в апреле 1917 г. переименован в „Эрзерум". В мае 1919 г. включен в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии и назван „Л.". В июле 1919 г. вошел в состав вновь созданной Волжско-Каспийской военной флотилии. В октябре 1919 г. возвращен речному флоту. Длина 90 м, ширина 17,4 м, скорость 12,7 уз., экипаж 55 чел. Вооружение: 2 пулемета. 5. Канонерская лодка Каспийской флотилии, экипаж которой принимал активное участие в установлении Советской власти в Прикаспии весной 1918 г. Спущена в 1909 г. в Петербурге, вступила в строй в 1910 г. под названием „Каре". В 1911 г. была переведена на Каспий. Захвачена англичанами в июле 1918 г. и вошла в состав контрреволюционного мусаватистского флота. В апреле 1920 г. ее команда примкнула к восстанию рабочих в Баку; 9 мая 1920 г. канонерская лодка была зачислена в Красный флот Советского Азербайджана, а 5 июля 1920 г. под новым названием „Л." включена в состав Морских сил Каспийского моря. Участвовала в Энзелийской операции по возвращению русских кораблей, уведенных белогвардейцами в иранский порт Энзели, и в ликвидации контрреволюционных мятежей на территории Азербайджана в 1920-1921 гг. Во время Великой Отечественной войны охраняла транспортные перевозки. С 29 декабря 1954 г. переоборудована в плавказарму. Водоизмещение 623 т, длина 61 м, ширина 8,5 м, скорость 14 уз, экипаж 86 человек. Вооружение: 1 120-мм, 3 102-мм и 2 75-мм орудия. 6. Советский атомный ледокол, первое в мире судно мирного назначения с АЭУ. Построен на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде (ныне Ленинградское Адмиралтейское объединение). Вступил в строй в декабре 1959 г. и стал флагманом Арктического флота СССР. Ледокол прошел во льдах десятки тысяч миль, обеспечил проводку сотен судов, участвовал в спасении и выводе из тяжелых льдов ряда транспортных судов и дизель-электрических ледоколов. В навигацию 1961 г. с борта ледокола была осуществлена высадка высокоширотной дрейфующей станции СП-10. В 1974 г. за многолетнюю успешную работу в Арктике ледокол награжден орденом Ленина. Корпус судна разделен на 12 главных отсеков, непотопляемость обеспечена при за-топлении любых двух из них. Корпус рассчитан на максимальное сжатие льдов. Для повышения ледопроходимости используются креновая и дифферентная системы, управляемые из ходовой рубки. На ледоколе установлена двухконтурная атомная паропроизводительная установка с водо-водяными реакторами. Энергозапас активных зон обеспечивает участие ледокола в 3 длительных арктических плаваниях без перезарядки. В апреле 1970 г. на ледоколе закончена модернизация, в ходе которой вместо 3 установлены 2 новых ядерных реактора. Гребная электрическая установка ледокола включает 4 турбогенераторных агрегата, вы-рабатывающих постоянный ток, и 3 гребных электродви-гателя постоянного тока. Водоизмещение 17277 т, длина 134 м, скорость на чистой воде 19,7 уз, во льдах толщиной до 2,5 м - 2 уз непрерывным ходом, мощность паротурбинной АЭУ 32 353 кВт. Название „Л." носят также другие суда морского и речного флота СССР.