Лед морской

Лед, образовавшийся в результате охлаждения морской воды до температуры замерзания (см. Критические температуры). Представляет собой конгломерат отдельных кристаллов пресного льда и заключенных между ними жидких ячеек солевого рассола. Концентрация и объем рассола в ячейках непрерывно меняются в зависимости от колебаний температуры Л.М.: либо часть рассола вымерзает, либо часть льда переходит в рассол. Основная масса солей, содержащихся в Л.М., кристаллизуется при температуре -23° С (эвтектическая температуpa Л.М.). Полное отвердение морской воды наступа-ет при температуре -36° С. Отдельные ледяные кристаллы, являющиеся первичной формой Л.М., имеют вид тонких игл или пластинок, образующихся как на поверхности, так и в толще воды. Они смерзаются в сплошной ледяной покров, проходящий через ряд стадий развития. К начальным видам Л.М. относятся: ледяное сало - сгущение ледяных кристаллов на поверхности моря; снежура - вязкая масса, образующаяся из снега; шуга -- комки льда из ледяного сала и снежуры и нилас - тонкая эластичная корка льда толщиной 5-10 см. Следующие возрастные категории: молодой серый и серо-белый лед (толщина 10-30 см), однолетний лед (от 30 см до 2 м), старый лед, подразделяю-щийся на остаточный однолетний, двухлетний и многолетний лед. Средняя толщина многолетних льдов 3,3 м, бывает 5 м и более. Соленость Л.М, под которой подразумевается соленость образовавшейся из него после таяния морской воды, составляет от 20"/он у начальных видов Л.М. до 0,5° /по у многолетних льдов вследствие постепенного стекания рассола из солевых ячеек. Плотность Л.М., зависящая от его температуры, солености, возраста, условий образования и прочего, составляет 0,86-0,92 г/см3 для однолетнего льда, 0,83-0,9 г/см3 для многолетнего; летом плотность Л.М. вследствие усиленного стока рассола понижается до 0,56 - 0,64 г/см3. Наличие воздушных и газовых включений в толще Л.М. обусловливает его пористость. Содержание воздуха в Л.М. 1 -50 см '/кг и может достигать 400 см ''/кг. Л.М. проявляет свойства и упругого, и пластичного тела. При приложении деформирующих нагрузок поверхность разрушения проходит главным образом через ячейки с рассолом. Поэтому прочность Л.М. существенно меньше прочности пресноводного льда. Временное сопротивление на изгиб пресного льда 2,0-2,5, Л.М. 0,8-1,0 МПа. При ударной нагрузке лед проявляет себя как хрупкое тело. Л.М. по сравнению с пресноводными гораздо более пластичен. Основной формой неподвижного льда является припаи, дрейфующих льдов - ледяные поля (гладкие или торосистые участки сплошного плавающего льда, образующиеся путем нарастания льда или при смерзании различных его видов), обломки полей, мелкобитый (максимальным размером от 2 до 20 м) и крупнобитый (от 20 до 400 м) лед. Особой формой дрейфующего молодого льда является блинчатый лед - льдины округлой формы (диаметром до 4 м и толщиной до 10 см) с валиком по окружности. Количество Л.М. характеризуется его сплоченностью, равной отношению общей площади льдин к общей площади поверхности моря, ограниченной, например, дальностью види-мости. Сплоченность Л.М. измеряется по 10-балльной шкале (0 баллов соответствует чистой воде, 10 сплошному льду), однако известны 5-балльная (Нор-вегия) и 8-балльная (ГДР) шкалы сплоченности. Движение, или дрейф, Л.М. определяется характером ветров и особенностями циркуляции поверхностных вод. При среднем развитии ледяного покрова он занимает 23,74 млн. км2, или 6,6 % площади Мирового океана. Из них 12,6 млн. км2 приходится на Северное полу-шарие. При максимальном развитии Л.М. в Северном полушарии занимает площадь около 16,4 млн. км2, в Южном - до 39 млн. км2. Основная масса Л.М. Северного полушария образуется в водах Северного Ледовитого океана и его морей. Ледовый сезон наблюдается также в Балтийском, Аральском, Каспийском, Азовском, Черном морях (на Северо-3ападе), в Беринговом, Охотском, Японском и Желтом морях (на Северо-востоке). Эпизодически появляются льды в Северном, Мраморном и Адриатическом морях. Льды в Южном полушарии форми-руются главным образом в море Уэдделла, Беллинсгаузена и Росса, а также в прибрежных водах Антарктического континента. Л.М. создает большие препятствия для плавания транспортных судов, может причинить большие повреждения причалам, гидротехническим сооружениям. Л.М. затрудняет вертикальную циркуляцию вод, вследствие чего подо льдом могут происходить заморы - гибель морских организмов из-за недостатка кислорода. См. также Ледяной массив, Ледяной остров, Айсберг