Лавировка

продвижение парусного судна к цели, расположенной с наветренной стороны в бейдевинд переменными галсами. Эффективность Л. определяется лавировочным углом 2р между направлением истинного ветра и путем судна, а также скоростью его продвижения прямо против ветра VHB = VCOS ft - проекцией скорости яхты v на направление ветра. Величина лавировочного угла зависит от аэрогидродинамических качеств яхты и составляет обычно от 80 до 120°. Оптимальным углом Л. является такой, при котором в имеет максимальное значение. На яхтах с малым сопротивлением движению - парусных катамаранах и буерах - Л. применяется и на полных курсах по отношению к ветру, так как на курсе бакштаг повышается скорость вымпельного ветра по сравнению с фордевиндом, что сопровождается существенным приростом тяги парусов и, следовательно, скорости яхты.