Ладья

Ладья, парусно-гребное судно восточных славян VI-XIII вв., предназначенное для торговых плаваний и боевых походов. Длина 20 м, ширина 3 м, грузоподъемность 15 т. Вмещала 40 человек и более с провиантом и снаряжением. Имела мачту с небольшим прямым парусом и весла в один ряд. Строилась Л. по той же технологии, что и челны. По конструкции Л. первоначально однодеревки, а с X в.- набойные суда. Легкость и малая осадка Л. позволяли киевским дружинам проходить пороги в устье Днепра и совершать походы по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая Л. волоком из Дона в Волгу и обратно. В 907 году князь Олег с дружиной совершил поход на многих Л. и челнах в Константинополь (Царьград) и завоевал его. В XII в. появились палубные Л., на которых гребцы располагались в трюме, а воины на дощатой палубе. На одинаково заостренных оконечностях имелось по рулевому веслу (потеси), что позволяло, не разворачивая Л., менять направление движения. В древнем Новгороде, выделившемся к XII в. из состава Киевской Руси и завязавшем оживленную морскую торговлю с прибалтийскими странами и Востоком, а затем и у поморов - северных славян, заселивших побережье Белого (тогда Мурманского) моря, появляется так называемая морская, или заморская, Л., предназначенная для дальних плаваний „за моря" и зверобойного промысла. Это уже полностью наборное плоскодонное судно с транцевой кормой и навесным рулем. В XIII-XIV вв. длина этих Л. достигала 18 - 25 м, ширина 5-8 м, высота борта 2,5-3,5 м, осадка 1,2-2,7 м, грузоподъемность 130-200 т. Корпус разделялся переборками на 3 отсека с люками в палубе. В носовом отсеке размещалась команда (25-30 человек) и стояла кирпичная печь для приготовления пищи, в кормовом находился рулевой или капитан (кормщик), в середине грузовой трюм. Имела бушприт и 3 мачты: первые 2 с прямыми рейковыми парусами, последняя с гафельиым. Площадь парусов достигала 460 км2;, что позволяло при попутном ветре проходить до 300 км в сутки. Набор крепили нагелями или гвоздями и обшивали досками вгладь. Щели конопатили мхом и смолили. Два якоря поднимались обычным воротом. В XVI в. грузоподъемность поморской Л. достигла 300 т. Позднее этот тип судна распространился в Сибири и на Дальнем Востоке. В начале XVIII в. на Л. „Восток" первом морском судне, построенном на Дальнем Востоке, русские геодезисты (И. М. Еврсинов и др.) совершили плавание на Камчатку и Курильские острова.
ЛАЗ, вырез овальной или круглой формы без закрытия в сплошных и облегченных флорах, днищевых стрингерах. Служит для проникновения людей через конструкцию листовых балок, расположенных внутри цистерн, отсеков, танков. Минимальный размер овальных Л. 400X450 мм, круглых - 450 мм, а максимальный не более поло-вины высоты днищевой балки. Л. ослабляют конструкцию и потому не допускаются в наиболее нагруженных связях - в средней части вертикального киля.