Корабельные вентиляторы

 

Судно по существу является частью «плавучей» территории государства, поэтому многие системы жизнеобеспечения, без которых невозможно обойтись на суше присутствуют и на судах. Это касается в частности климатических систем: принудительной вентиляции, кондиционирования и отопления, поскольку не всегда представляется возможность открыть иллюминатор, а частая смена контрастных климатических зон только усугубляет ситуацию.

Однако в силу специфических условий эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования, требования к ним по надежности, долговечности и другим эксплуатационным характеристикам более жесткие, т.к. возможности их ремонта существенно ограничены.

Принципиально судовые климатические системы мало чем отличаются от аналогов на суше. Все те же круглые или прямоугольные воздушные каналы, нагревательные элементы, дефлекторы и, конечно, судовые вентиляторы. Принудительная вентиляция на судах устанавливается всюду, где нет системы кондиционирования: на центральном посту управления, в машинном и малярных отделениях, местах хранения продуктов, и на камбузе. В специальных помещениях таких, как трюма, танки, грузовые отсеки используются различные переносные судовые вентиляторы. Разумеется, модельный ряд их довольно широк. Они разнятся по принципу действия, исполнению, габаритно-массовым показателям и другим техническим характеристикам.

В климатических судовых системах применяются преимущественно радиальные судовые вентиляторы (вентиляторы РСС), забор газовоздушной смеси которыми производится в осевом направлении, а на выходе оно изменяется на 90°. Востребованы также и осевые корабельные вентиляторы, направление воздушного потока на выходе которых не претерпевает изменений.

Исполнительным элементом в вентиляторах служит рабочее колесо с лопатками, которое приводится в движение электродвигателем. Напряжение питания электродвигателей - 220 В, 380 В или 415 В при частоте переменного тока 50 - 60 Гц.

При изготовлении судовых вентиляторов используются ставшие уже традиционными материалы: сплавы алюминия, полимеры, сталь оцинкованная и нержавеющая.

И все же, поскольку судно, морское оно или речное - транспортное средство, условия эксплуатации которого нельзя назвать ординарными, требования к его оборудованию и вентиляторам в том числе, тоже специфичны. Прежде всего, судовые вентиляторы должны обладать исключительной надежностью, сохранять работоспособность в условиях крена и деферента при влажности окружающего воздуха 98 % и температуре окружающей среды 35 °С. Рабочий же диапазон температур - от -40 °С до +50°С.

Специальные судовые вентиляторы эксплуатируются при максимальных температурах до +80 °С.

Большое внимание при разработке и изготовлении вентиляторов РСС уделяется их виброустойчивости. В этой связи они комплектуются виброизоляторами, которые в свою очередь способствуют и понижению уровня шумов. Отдельное внимание уделяется балансировке рабочих колес, сказывающейся и на уровне шумов, и на эксплуатационном ресурсе изделий.

Зачастую на судах возникает потребность в вентиляции помещений, содержащих реактивные газообразные смеси, пары воспламеняющихся веществ, кислот. Для этих целей применяются вентиляторы соответствующих исполнений: взрывобезопасного, искрозащитного, повышенной антикоррозийной стойкости и т.д.

В то же время на судах не обойтись без переносных судовых вентиляторов, укомплектованных гибкими рукавами и специальными захватами. Ими пользуются для очистки трюмов, танков, грузовых отсеков. В данных вариантах используют реверсивные вентиляторы с изменяющимся направлением вращения рабочего колеса.

Технические характеристики судовых вентиляторов строго соответствуют требованиям Российского Речного Регистра и Российского Морского Регистра Судоходства.

Изделия успешно могут эксплуатироваться не только на речных и морских судах, но и при устройстве систем кондиционирования и вентиляции на гражданских объектах.