Кавитация гребного винта

Возникновение кавитационных каверн на лопастях гребного винта, приводящих к изменению его гидродинамических характеристик и нередко к эрозионному разрушению лопастей (см. Кави-тационная эрозия). К.Г.В. сопровождается звук, излучением в широком спектре частот. Возникая, как правило, в свободных вихрях, сходящих с концов лопастей и ступицы гребного винта, при увеличении скорости судна кавитация распространяется по засасывающей стороне лопастей от их концов к корню. Первоначально кавитация охватывает только часть ширины лопасти вблизи входящей кромки или в районе ее наибольшей толщины. По мере дальнейшего роста скорости (сни-жения числа кавитации) кавитационной каверны распространяются вдоль хорды лопасти и при некотором значении скорости захватывают лопасть полностью. При больших скоростях каверны выходят за пределы лопасти. Если винт работает в неравномерном потоке, возможны вспышки кавитации и на нагнетающей стороне. Режимы, при которых каверны охватывают только часть поверхности лопасти и замыкаются на ней, не сопровождаются изменением кривых действия винта и называются 1-й стадией кавитации. На этой стадии наиболее вероятно возникновение эрозии. При более ин-тенсивном развитии кавитации за счет ухудшения гидродинамического качества профилей и стеснения потока кавернами снижаются упор, момент и КПД винта. Этим режимам соответствует 2-я стадия кавитации. К.Г.В., при которой каверны простираются за пределы лопасти, иногда называют суперкавитацией. Чтобы избежать кавитации лопастей, при проектировании гребных винтов увеличивают дисковое отношение винта. На скоростных судах устранить К.Г.В. невозможно, поэтому проектируют винты, приспособленные к рабо-те в условиях кавитации (кавитирующие и суперкави-тирующие).