Картели судовладельцев международные

Союзы судовладельцев кап. стран, занятых перевозками экспортно-импортных грузов на определенных линиях. Стремятся подавить конкуренцию путем снижения тарифов за перевозки до уровня эксплуатации расходов и ниже их. Организационно строятся на 3 основных видах соглашений: о применении участниками миним. или единых тарифов и о правилах сбора платы и расчетов (ринг); согл. 2 или более конкурирующих групп судовладельцев о совместных перевозках, расписании, тоннаже судов каждого участника и совместном использовании причалов (согл. о взаимных услугах); согл. об установлении пропорций или квот на груз, пассажиров, доходы и убытки (пул). Нарушение любых квот карается штрафом. Получ. фрахт делится согласно долям. Картели бывают открытыми и закрытыми, а членство в них - полноправное и ассоциир. (с огранич. правами и обязанностями). Высшим органом является общее собрание участников, решающее все вопросы на осн. процедуры, предусмотр. в картельном согл. Каждый полноправный член имеет только 1 голос независимо от тоннажа принадлежащих ему судов. Первый междунар. картель возник в 1868 г. в Великобритании. В настоящее время в мире насчиты-вается ок. 400 картелей.