Камчатские экспедиции

Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана, побережья и островов Северного Ледовитого океана в 1-й пол. XVIII в., сыгравшие важнейшую роль в освоении С.-В. России. Две К.Э. связаны преемственностью работ и единством руководства (В. И. Беринг и его помощники - лейт. А. И. Чириков и М. П. Шпанберг). 1-я К.Э. (1725-1730) организована Адмиралтейств-коллегией по указу Петра I от 23 дек. 1724 г. В ее состав были включены геодезисты, штурманы, корабельные мастера, плотники и матросы. Перед экспедицией ставилась задача обследовать восточные берега России на С. от Камчатки, выяснить, соединяются ли Азия и Америка, и определить, владения каких европейских государств имеются в Америке. Экспедиция выехала из Петербурга в нач. 1725 г. и в кон. 1726 г, достигла Охотска, где сразу же приступила к постройке судна „Фортуна", на котором летом 1727 г. переправилась на Камчатку. В Нижнекамчатске был построен бот „Св. Гавриил", на котором 13 июля 1728 г. экспедиция начала свое плавание. Продвигаясь на С. вдоль берегов Камчатки, 1 1 июля бот вошел в пролив, отделяющий Азию от Америки и ныне носящий имя Беринга. Когда чукотский берег остался позади и ко-рабль пересек Северный полярный круг, дойдя до 67° 18' с. ш., Беринг счел задачу экспедиции выполненной и 16 авг. приказал лечь на обратный курс. Летом 1729 г. Беринг предпринял еще одну попытку достичь берегов Америки, окончившуюся неудачей из-за чрез вычайно плохой погоды. В марте 1730 г. руководители экспедиции прибыли в Петербург. Составленные 1-й К.Э. карты значительно расширили представления о Сев.-Вост. России. 2-я К.Э. (1733-1743) была организована по инициативе Беринга и поддержана обер-секретарем сената И. К. Кирилловым. По плану, разработанному сенатом совместно с Адмиралтейств-коллегией и АН, в программу 2-й К.Э. входило исследование Сибири, Д. Востока, Арктики, Японии, Сев.-Зап. Америки в географических, геологических, физических, зоологических, этнографических и других отношениях. Особое значение придавалось исследованию северного морского пути от Кольского п-ова в Тихий ок. Сенат считал 2-ю К- э. „самой трудной, дальней и никогда не бывалой". Ее нач. был назначен также Беринг. В 1734 г. экспедиция, включавшая более 500 морских офицеров, ученых и матросов, собралась в Тобольске. Было создано 8 отрядов, 4 из которых должны были исследовать северного берега России от р. Печоры до Камчатки. Берингу и Чирикову на 2 судах поручалось плавание к американским берегам, а Шпанберг на 3 судах должен был искать путь в Японию. Отряду ученых Петербургской АН было поручено исследовать материковой Сибири и организация сети метеорологических станций. Первым начал действия т. н. Двинско-Обский отряд, подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегий. В июле 1734 г. вышли из Архангельска на кочах „Экспедици-он" и „Обь" С. В. Муравьев и М. С. Павлов. Им предписывалось найти морской проход к устью Оби. Однако за 2 летних плавания отряд не сумел продвинуться на В. далее о-ва Белый, и решением Адмиралтейств-коллегий Муравьев и Павлов были отстранены от руководства экспедицией, а отряд возглавил С. Г. Малыгин; в помощь ему из Архангельска были направлены 2 бота под командованием А. Скуратова и А. Сухотина. Отряд в составе 2 ботов и коча „Экспедицион" сумел достичь лишь западного побережья Ямала и из-за сплошного льда был вынужден возвратиться на зи-мовку. Плавание возобновили в июле 1737 г. В авг. отряд достиг прохода в Обскую губу из пролива между п-овом Ямал и о-вом Белый (ныне прол. Малыгина) и, поднявшись по Оби, 2 окт. прибыл в Березов. В результате шестилетней деятельности Двинско-Обского отряда были составлены карты юго-вост. части Баренце-ва м. и приобской части Карского м. В янв. 1734 г. в Тобольске была построена 24-весельная дубель-шлюпка „Тобол", на которой под командованием Д. Л. Овцына в мае начались плавания Обско-Енисейского отряда, в задачу которого входило исследование берега между реками Обь и Енисей. Три похода 1734- 1736 гг. были недальними, т. к. из-за мощности льдов в Обской губе пришлось возвращаться в Тобольск. По приказу Адмиралтейств-коллегий построили новое экспедиционное судно-бот „Обь-Почтальон", который в июне 1737 г. прибыл в Обдорск, где зимовал отряд Овцына; командиром его стал Онцын. В авг. 1737 г. на 2 судах по свободному от льдов морю отряду удалось достичь Енисейского зал., выполнив свою задачу. Согласно инструкции Адмиралтейств-коллегий, Овцын передал бот „Обь-Почтальон" Ф, А. Минину и поручил ему составить опись берегов от Енисейского зал. до р, Хатанги вокруг п-ова Таймыр. В конце июля 1738 г. Минин с помощником Д. В, Стерлиговым вышел в море, 16 авг, достиг мыса, расположенного на 73° 14' с. ш. и возвратился на место зимовки. Летняя кампания 1739 г, была за-держана по вине местной администрации и не при-несла заметных результатов. По приказу Минина в янв. 1740 г, Стерлегов отправился в сухопутную экспедицию к В. от Енисея. Ему удалось пройти к С.-В. от р. Пясины и описать побережье от сев.-вост. мыса до 75°29' с. ш. В 1740 и 1742 гг. Минин на боте „Обь-Почтальон" безуспешно пытался пройти к устью Хатанги, т. к. сплошные льды препятствовали этому. В 1743 г. деятельность Обско-Енисейского отряда закончилась. Летом 1735 г. начали работу одновременно 2 отряда - Зап. (Ленско-Хатангский) и Вост. (Вост.-Ленский), которые должны были описать морской берег от Таймыра на В. до Чукотки, Для Зап. отряда в Якутске была построена дубель-шлюпка „Якутск", а для Вост.- бот „Иркутск". „Якутск" под командова-нием В. В. Лрончищева 25 авг. достиг устья р. Оле-нек, где зазимовал из-за обнаруженной течи. В авг. 1736 г. началось новое плавание, и судно достигло Хатангского зал., а затем направилось вдоль вост. берега Таймыра к С. Достигнув траверза мыса, получившего впоследствии его имя, Прончищев был вынужден лечь на обратный курс. Плавание оказалось чрезвычайно тяжелым, 29 авг. Прончищев умер, а 2 сент, „Якутск" под командованием С. И. Челюскина вошел в устье р. Оленек, где через несколько дней скончалась и жена Прончищева Татьяна, 1-я женщина - полярный исследователь. Адмиралтейств-коллегия назначила нового руководителя отряда X, П. Лаптева лишь в дек. 1737 г. В июне 1739 г. „Якутск" из устья Лены двинулся на С.-З. к о-ву Бегичева, а затем вдоль вост. берега п-ова Таймыр. Достигнув 22 авг. 76°47' с. ш., судно повернуло назад и зазимовало на р. Хатанге. Летняя кампания 1740 г. длилась всего месяц и закончилась, когда дубель-шлюпка была раздавлена льдами. В условиях крайних лишений, потеряв умершими нескольких человек, отряд пешком добрался до места прошлогодней зимовки. Получив разрешение Адмиралтейств-коллегий, X. П. Лаптев разделил отряд на 3 партии и начал работы по описанию берегов Таймыра с суши. Группе Челюскина удалось достигнуть самой сев. точки Евразийского материка, носящей ныне его имя. В зиму 1741/1742 г, отрядом была проделана невероятно сложная и тяжелая работа по описи берегов Таймырского п-ова. Две карты, составленные отрядом за 7 лет работы, легли впоследствии в осн. ген. карты Северного Ледовитого ок. Вост. отряд 18 авг. 1735 г. достиг р. Хараулах, где зазимовал. Зимовка оказалась тяжелой: от цинги скончались 37 чел. и командир П. Ласинус, срочного ремонта требовал бот „Иркутск". Нов. командир Д. Я. Лаптев (двоюродный брат X. Лаптева),посланный к месту зимовки, продолжил работы в авг. 1736 г. Но лишь в июне 1739 г. в тяжелых лед. условиях бот сумел выйти в Вост.-Сибирское м. При попутном ветре, быстро продвигаясь на В., бот в конце авг. достиг устья Индигирки, где встал на зимовку, во время к-рой продолжались работы по описи берегов. В 1740-1741 гг, Д. Лаптев сделал 2 безуспешные попытки пробиться сквозь сплошные льды на В., но сумел добраться лишь до мыса Баранов Камень. Ле-том 1742 г. Вост.-Ленский отряд вел работы в бас. р. Анадырь, где и закончились его действия. Тихооке-анские отряды 2-й К. э. только в сент. 1737 г. добрались до Охотска Летом 1738 г. отряд Шпанберга на 3 судах - тукоре ..Архангел Михаил", дубель-шлюпке „Надежда" и боте „Святки Гавриил" отправился к бе-регам Японии. В густом тумане суда потеряли друг друга, и дальнейшее плавание совершали каждый в отдельное:и. Шпанберг на „Архангеле Михаиле" прошел вдоль Курильской гряды, но из-за плохой погоды и недостатка продовольствия вернулся в Большерецк. В. Вальтон на боте „Св. Гавриил" дошел до о-ва Хоккайдо. „Надежда" вернулась в Большерецк. В мае 1739 г. отряд, пополненный шлюпом „Больше-рецк", снова вышел в море, достиг Курильских о-вов и взял курс на „Землю Хуана да Гамы", о существова-нии к-рой говорили зап. мореплаватели и даже нанесли ее на карту, но никакой суши отряд не обнаружил. У 39° с. ш. он приблизился к берегам Японии и направился к Ю., а 24 июля корабли легли на обратный курс. Отдельно плававший „Св. Гавриил" достиг о-ва Хонсю. В состав отряда вместо „Св. Гавриила" вошел пакетбот „Св. Иоанн", и в мае 1742 г. суда вышли в нов. плавание - к Курильским о-вам, опись к-рых вели до конца июля. В результате действий отряда были открыты и описаны все о-ва Курильской гряды, определено местонахождение Японских о-вов, проложен мор. путь от Камчатки в Японию, получены первые данные об Охотском м. и Амурском лимане, доказана мифичность „Земли Хуана да Гамы". Амер. отряд под командованием Беринга и Чирикова приступил к работе позднее всех - в сент, 1740 г. Пакетботы „Свят<"1 Петр" и „Святой Павел" вышли из Охотска и напранились на Камчатку в Авачинскую бухту, где была устроена гавань, получившая название Петропавловской. По предложению прикомандированного к отряду проф. астрономии Л. Д. де ла Кройера было решено исследовать „Землю Хуана да Гамы", обозначенную на карте примерно на 13° к В. от Авачинской бухты. Пакетботом „Св. Петр" командовал Беринг, на его борту находилось 77 чел., в т. ч. адъюнкт Петербургской АН Г, Стеллер и разжалованный в матросы Д. Л. Овцын. На пакетботе „Св. Павел" под командованием Чирикова было 69 чел. Суда вышли в море 4 июня 1741 г. После поисков „Земли Хуана да Гамы", которая так и не была найдена, отряд двинулся на С,-В, Во время тумана суда потеряли друг друга из виду и в дальнейшем действовали самостоятельно. „Св. Петр" продолжал плавание на С.-В. при непрекращавшемся шторме и 16 июля достиг наконец сев.-зап. берегов Америки. Судно двигалось в отдалении от берега на 3., 20 июля удалось высадиться на берег Г. Стеллеру и С. Хитрово, Конец июля и август „Св. Петр" шел в лабиринте неизвестных о-вов, Поло-жение на судне ухудшалось с каждым днем, все время сильно штормило, команда теряла силы из-за постоянного напряжения и цинги. Заболел Беринг, командование перешло к С. Векселю. 4 нояб. показался берег, к-рый измученные люди приняли за Камчатку однако это был остров, впоследствии названный именем Беринга. Здесь была устроена зимовка, во время к-рой умерли Беринг и 31 член команды, а оставшиеся в живых 45 чел. весной из обломков пакетбота построили небольшое судно, на котором в авг. 1742 г. с трудом добрались до Петропавловской гавани. Более чем за сутки до Беринга, 15 июля, американские берега достиг Чириков на „Св. Павле". После неудачной попытки завязать отношения с местным населением (2 послан-ные на берег шлюпки с 15 чел. команды не вернулись на судно) 26 июля от широты 58°2Г Чириков взял курс на Камчатку, куда прибыл лишь 8 октября после долгих скитаний и невзгод, потеряв 20 человек экипажа. Исслед. академич. отряда 2-й К.Э. продолжались 13 лет. Трудами Г. Миллера, И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, Г. Стеллера, Н. Чекина, А. Д. Красильникова, А. Иванова, И. Э. Фишера и мн. др. было положено начало науч. изучению Сибири, ее истории и природы. Фундамент, труды участников экспедиции: „История Сибири" (Г. Миллер), „Сибирская флора" (И. Г. Гмелин), „Описание земли Камчатки" (С. П. Крашенинников), „Описание Камчатки и о-ва Беринга" (Г. Стеллер), 62 уник, геогр. карты, тысячи метеоролог, наблюдений значительно обогатили нау-ку. В результате деятельности К. э. произведена опись берегов Сев. Ледовитого ок. от Архангельска до мыса Баранов Камень. Опубликованные сводные карты впервые дали правдоподобные очертания берегов Сев. Азии, части берегов Сев.-Зап. Америки, Курильских, части Алеутских и др. о-вов.