Исследовательский флот

Совокупность научно-исследовательских судов (НИС), средств обеспечения их эксплуатации и берегового базирования, органов управления, а также организаций оперативной обработки научно-исследовательской информации. Научно исследовательские суда предназначены для про-ведения различного рода научно-исследовательских экспедиций с целью изучения природных условий и ресурсов океанов и морей, фундамент, и прикладных исследований в воде, среде, на дне, в атмосфере и космическом про-странстве. Подразделяются на универсальные научно-исследовательские суда и специализированные. На первых проводятся комплексные океанолог, исследования по изучению физических, химических, биологических. параметров воды, и воздушных масс и морскогго дна. Специализированные научно-исследовательские суда предна-значены для проведения исследований в основном по одному научному направлению (гидрографические, океанографические метеорологические, геолого-разведочные, научно-промысловые и другие научно-исследовательские суда). В зависимости от основного назначе-ния на судах исследовательский флот оборудованы лаборатории, оснащенные соответствующей аппаратурой и приборами, установлены различные специальные устройства (лебедки, краны, вьюшки, бровые установки, водолазные комплексы и прочее). Исследования выполняются научными работниками с участием членов экипажей. Помимо обычных судовых служб большинство судов исследовательский флот имеют научно-техническую службу, подчиняющую-ся помощнику капитана по научно-технической работе. В начале 80-х гг. Исследовательский флот СССР насчитывал более 200 судов, (включая речные и озерные), которые находились в ведении АН СССР и АН союзных республик, а также Госкомгидромета, Минрыбхоза, Мингео СССР, Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны СССР и других ведомств. В частности, Исследовательский флот АН СССР к середине. 80-х гг. включал 11 судов космической службы, 20 НИС неограниченного океанского плавания водоизмещением более 1000 т и 30 судов (в основном до 500 т) для исследования окраинных морей СССР. Права и обязанности экипажей судов Исследовательского флота регламентируются уставами соответствующих ведомств (Устав службы на морских судах АН СССР, Устав службы на морских судах Госкомгидромета и другие.). Суда Исследовательского флота несут особый отличительный вымпел. Первое советское экспедиционно-исследовательское судно „Персей" построено в 1922 г. для изучения северных морей. До Великой Отечественной войны научные исследования проводились в основном на временно приспособленных для научно-исследовательских целей транспортных, ледокольных и промысловых судах. В 1949 г. вошло в строй после переоборудования НИС „Витязь", которое 18 лет было флагманом Исследовательского флота СССР, а в 1953 г.- немагн. судно „Заря", предназначенное для геомагнитных исследований. В 50-60-х гг. в состав Исследовательского флота вошли специально спроектированные и постро-енные как серийные НИС. С 70-х гг. основная часть НИС, несмотря на различное назначение, создавалась по унифицированным проектам (менялись только количество лабораторий и состав научно-исследовательской аппаратуры), что позволило снизить сроки и стоимость их строительства. Для проведения комплексных исследований в области океанографии, метеорологии и гео-физики в Северном полярном бассейне в 1979 г. построен первый в нашей стране научно-исследовательский ледокол „Отто Шмидт". В конце 70-х - начале 80-х гг. Исследовательский флот СССР пополнился судами следующего поколения (например, новый „Витязь" и „Академик Мстислав Келдыш" и другие). Их особенностью является наличие бортовых научных комплексов, оснащенных измерительной и аналитической аппаратурой и объединенных с помощью средств вычислительной техники в систему автоматизированного сбора и обработки научной информации. Значит, достижением современной науки и техники явилось создание в конце 60-х - начале 70-х гг. НИС, оборудованных для исследования с океан-ских акваторий верхних слоев атмосферы и космоса - „Космонавт Юрий Гагарин", „Космонавт Владимир Комаров" и других. Во 2-й пол. 70-х гг. построена серия малых судов космической службы (типа „Космонавт Владислав Волков"). Они решают более узкие задачи и предназначены только для приема телеметрической и научной информации от космических аппаратов и обеспечения радиосвязи с космонавтами. С 1973 г. по унифицированному проекту строятся малые НИС типа „Агат", предназначенные для исследовательских работ на аквато-риях внутренних и окраинных морей. С 60-х гг. в исследовании океанов и морей все большую роль играют подводные НИС. С их помощью эффективно проводятся непосредственно изучение глубоководных организмов, дна шельфовой зоны, сбор образцов геологических пород, а также комплексные океанологические исследования. Для этих целей в СССР используются научно-исследовательские ПЛ „Северянка", гидрография. ПЛ „Вега", автономные ПА „Север-1" и „Север-2". За рубежом суда Исследовательского флота принадлежат правительствам,ведомствам или крупным частным компаниям и исследовательским центрам. Наиболее многочисленные Исследовательские флота имеют США, Япония, Канада, Франция, Великобритания, ФРГ. До 60-х гг. зарубежные НИС представляли собой преимущественно переоборудованные суда. Затем стали проектировать и стро-ить специальные НИС, например, типа „Ошеанографер", буровое судно „Гломар Челленджер" (США), „Хакухо Мару" (Япония), „Индева" (Канада), „Жан Шарко" (Фран-ция), „Хекла" (Великобритания) и другие, а также ПА и ПЛ „НР-1", „Бен Франклин", „Алвин", „Дип Джип", „Алюминаут" (США), „Пайсис" (Канада), „Архимед" (Франция), „Синкай", „Куросио", „Иомиури", „Кавасаки" (Япония). К середине 80-х гг. океанографическая служба ВМС США располагала 13 НИС водоизмеще-нием более 1000 т. Океанографические исследования велись так-же на судах Береговой охраны США, в частности 6 ледоколах водоизмещением 6-13 тыс. т. В ведении Национального управления по океану и атмосфере (NOAA) находилось 25 НИС водоизмещением 500 т и более, университеты США располагали 31 океанографическим судном водоизмещением 500 т и более. Исследовательский флот других развитых капиталистических стран к середине 80-х гг. насчитывал свыше 160 океанографических и гидро-графических судов водоизмещением 500 т и более.