Грузовая марка

Особые знаки, которые наносятся на каждый борт торговых судов около его середины и указывают предельную осадку. Грузовая марка впервые была введена в 1876 году в Англии по предложению члена парламента Самуэля Плимсоля для предотвращения гибели торговых судов от перегрузки. Плимсоль доказал парламенту, что большая часть случаев гибели судов в шторм происходит от их чрезмерной нагрузки. Парламент издал соответствующий закон, который впоследствии по настоянию страховых обществ был принят правительствами всех стран и стал международным законом.
На парусных судах грузовая марка состоит:
1. Из черты, длиной в 18 дюймов и шириной в 1 дюйм на высоте верхней палубы.
2. Из помещенного ниже черты круга с наружным диаметром 12 дюймов (диска Плимсоля), пересеченного горизонтальной чертой длиной 18 дюймов. Круг и черта имеют ширину в 1 дюйм. Верхняя кромка черты проходит через центр круга. Черта указывает предельную осадку, разрешенную судну в летнее время, в соленой воде во всех частях света, за исключением районов и времен года, где действует увеличенный зимний надводный борт. Над чертой по обе стороны круга накрашиваются заглавные буквы учреждения, наблюдающего за постройкой судна. Например: LR - Регистр Ллойда, PP - Русский Регистр.
3. От центра круга в нос на расстоянии 21 дюйма проводится вертикальная линия шириной в 1 дюйм, служащая основанием так называемой "гребенки" - ряда черточек длиной в 9 дюймов и шириной в 1 дюйм, показывающих допустимую осадку в зависимости от времени года и района плавания. Черточки обозначаются буквами русского или английского алфавита:
П (F)- пресная вода
З (W)- зима
ЗСА (WNA) - зимняя Северная Атлантика.
Когда судно с моря заходит в реку, т.е. попадает из более плотной морской воды в менее плотную пресную воду, его осадка увеличивается. Значит, если плавание будет в море, а погрузка в речном порту, судно можно погрузить глубже, учитывая, что в соленой воде его осадка немного уменьшится. Поэтому черточка "П" - самая высокая на гребенке. В зимнее время суда часто встречают штормовую погоду. Чтобы успешнее бороться со штормом, судну необходимо иметь больший надводный борт. Поэтому на гребенке буква "З" указывает предельную осадку зимой. Однако и зимой не все районы океанов и морей одинаково опасны для плавания. Наиболее сурова Северная часть Атлантического океана, известная своими сильными штормами и опасностью обледенения. Поэтому при плавании через Северную Атлантику судно должно быть наиболее облегчено и его осадка отличается самой нижней линией гребенки - "ЗСА". Знаки грузовой марки на борту деревянных судов обычно вырезаются, а на стальных - привариваются, чтобы их нельзя было произвольно переставлять. Каждое судно снабжается свидетельством о грузовой марке, которое выдается морским Регистром.