Гребной винт

Судовой движитель, состоящий из нескольких (3 - 8) лопастей, которые расположены радиально на цилиндрической или конической ступице на равных угловых расстояниях. Г.В. имеют различную конструкцию: цельнолитую, с поворотными (винты регулируемого шага) и со съемными лопастями. Г.В. со съемными лопастями, имеющими болтовое соединение со ступицей, применяют главным образом на судах ледового плавания. Г.В. изготовляют из бронзы, латуни, нержавеющих и углеродистых сталей, чугуна. Металлические винты выполняют литыми с последующей станочной обработкой. Для малых Г.В. применяют пластмассы. Диаметр наиболее крупных винтов около 10 м. Лопасти Г.В. представляют собой крылья специальной формы, образованные пересечением 2 винтовых поверхностей. Линия этого пересечения является контуром лопасти. Сторона лопасти, обращенная в нос судна, называется засасывающей, поскольку при движении судна передним ходом на ней развивается разрежение среды. Противоположная сторона лопасти является нагнетающей. Часть лопасти, примыкающая к ступице, называется корневой. Различают Г.В. правого и левого вращения в зависимости от направления вращения образующих лопасти винтовых поверхностей. Сечения лопастей цилиндрическими поверхностями, соосными с осью Г.В., характеризуют профиль лопастей. Отношение шага винтовых поверхностей к диаметру винта называют шаговым отношением. Обычно оно равно 0,6 - 1,5. Шаг винтовой поверхности может быть постоянным вдоль радиуса лопасти или переменным, соответственно различают винты постоянного и переменного шага. При построении чертежей Г.В. оперируют спрямленными элементами лопасти. Под спрямленным контуром лопасти понимается контур, образованный концами прямолинейных отрезков, длина которых равна ширине лопасти на данном радиусе; лопасть, описанная этим контуром, называется спрямленной. Отношение площади спрямленных лопастей к площади диска, диаметр которого равен диаметру Г.В., называется дисковым отношением. Оно изменяется в диапазоне 0,5 - 1,5. Шаговое и дисковое отношения являются основными геометрическими параметрами, влияющими на гидродинамические характеристики Г.В. Гидродинамические характеристики Г.В., определяемые упором, направленным вдоль его оси и обеспечивающим движение судна, и моментом, необходимым для вращения Г.В., представляются в виде безразмерных величин, называемых коэффициентом упора и коэффициентом момента.