Гребное колесо

Судовой движитель, представляющий собой вращающуюся цилиндрическую конструкцию с осью, расположенной поперек судна, и укрепленными на ней по окружности прямоугольными лопастями - плицами. Относительно ватерлинии Г.К. размещается так, что находящиеся в нижнем положении плицы погружены в воду. Упор Г.К. создают силы, возникающие на погруженных в воду плицах. Для уменьшения потерь энергии из-за образования брызг при входе и выходе плиц из воды они шарнирно соединяются с эксцентриковым механизмом, регулирующим положение плиц при повороте колеса. Г.К. применялись на судах с начала XIX в. Первым колесным судном, совершавшим регулярные рейсы, был пароход "Клермонт" (США). В начале XX в. на смену Г.К. пришли более эффективные движители - гребные винты.