Главная энергетическая установка

Составная часть судовой энергетической установки, предназначенная для обеспечения движения судна. В общем случае Г.Э.У. состоит из 2 взаимосвязанных частей - генераторной и исполнительной: в первой подготавливается (генерируется) рабочее тело, во второй энергия рабочего тела преобразуется в упор, двигающий судно (так называемая пропульсивная установка). К установкам, генерирующим рабочее тело, относятся котельные, ядерные паропроизводящие и газогенераторные установки, свободнопоршневые генераторы газа (СПГГ) и др. Пропульсивная установка, как правило, состоит из главного двигателя, главной передачи, валопровода и движителя. Современное развитие движителей и главных судовых передач обусловливает большое разнообразие конструктивных схем и состава пропульсивных установок. Двигатели внутреннего сгорания и газотурбинные двигатели включают в себя и генераторную часть, самостоятельно производящую рабочее тело (газ), поэтому Г.Э.У. с этими двигателями одновременно являются и пропульсивными установками. Характеристики Г.Э.У. - мощность, масса, габариты, расход топлива, время приготовления к действию, шумность и т. д. - зависят от типов двигателя, передачи, главного двигателя, генератора рабочего тела, вида применяемого топлива и т. д. Наиболее распространенным является классификация Г.Э.У. по типу главного двигателя и генератору рабочего тела. По этому признаку различают: котломашинные, котлотурбинные, дизельные, газотурбинные (в том числе с СПГГ), атомные и комбинированные Г.Э.У. Электрические и гидравлические передачи, водометные движители, вид топлива оказывают существенное влияние на управление Г.Э.У., ее структуру и характеристики судна в целом, поэтому наличие этих элементов следует дополнительно отражать в названии Г.Э.У. (дизельная энергетическая установка с электропередачей, газотурбинная энергетическая установка с водометным движителем и т. д.). Режим работы Г.Э.У. определяется составом работающих механизмов и параметрами их работы, характеризующими рабочее состояние пропульсивного комплекса в целом. Для Г.Э.У. с гребными винтами фиксированного шага такими параметрами могут быть приняты производительность установки, генерирующей рабочее тело, мощность главных двигателей, частота вращения гребного винта и упор, им создаваемый (для удобства эксплуатации и проектных расчетов упор может быть заменен на скорость судна).