Главный двигатель судовой

Двигатель, установленный на судне для обеспечения его движения. Г.Д. входит в состав пропульсивной установки и, как правило, непосредственно или через главную судовую передачу приводит в действие движитель, создающий упор, необходимый для преодоления сопротивления движению судна. В пропульсивных установках некоторых типов Г.Д. приводит в действие не только движители, но и механизмы, способствующие обеспечению особых условий движения судна (например, компрессоры судов на воздушной подушке). Термин Г.Д. введен в начале XIX в. В качестве Г.Д. применяют тепловые двигатели, преобразующие тепловую энергию рабочего тела в механическую. Рабочим телом в Г.Д. может являться пар (паровая поршневая машина, паровая турбина) или газ (газовая турбина, газотурбинный двигатель, двигатель внутреннего сгорания). По назначению Г.Д. разделяются на всережимные, маршевые и форсажные. Общими требованиями к Г.Д. являются: достаточные для обеспечения заданной скорости судна мощность, масса и габариты, позволяющие разместить его в корпусе судна; обеспечение плавного изменения частоты вращения; надежность работы в судовых условиях (при качке, ударах волн и т. д.); возможность реверсирования (при отсутствии реверсивных передач или регулируемых движителей). В настоящее время часть мощности Г.Д. иногда расходуется на снабжение энергией таких судовых потребителей, как валогенераторы, утилизационные котлы и т. п.