Гидродинамическая муфта

Гидромуфта, основной элемент гидродинамической передачи, представляющий собой устройство, в котором ведущий вал жестко связан с колесом центробежного насоса, а ведомый - с колесом турбины. Насосное колесо, вращаясь от двигателя, передает свою энергию жидкости, движущейся под действием центробежных сил от центра к периферии. Из насосного колеса рабочая жидкость поступает в турбинное колесо, расположенное рядом, и, двигаясь в нем в обратном направлении, отдает колесу полученную кинетическую энергию. В результате турбинное колесо вместе с ведомым валом получает вращательное движение. Особенностью Г.М. является то, что при передаче мощности от двигателя потребителю она сохраняет постоянство момента на ведущем и ведомом валах и допускает изменение передаточного отношения. Основные свойства Г.М.: независимость частоты вращения ведущего и ведомого валов, плавное трогание с места и разгон, ограничение передачи крутильных колебаний, бесшумность работы, возможность регулирования частоты вращения ведомого вала степенью заполнения Г.М. жидкостью (с изменением КПД), простота автоматизации и управления. КПД современных Г.М. на номинальном режиме (с полным заполнением) составляет 0,97 - 0,98. Г.М. находят широкое применение на судах как самостоятельно, так и в составе комбинированной передачи, обеспечивая быстрое отключение и включение, а также эластичную связь между ведущим и ведомым валами.