Гидроакустический лаг

Гидроакустическая станция для определения скорости судна относительно морского дна и угла сноса судна. Г.Л. называют также абсолютным лагом. Существуют 2 типа Г.Л.: доплеровский и корреляционный. Принцип действия доплеровского Г.Л. основан на измерении смещения частоты отраженного от дна сигнала, излученного с судна. В доплеровском Г.Л. обычно используются 2 пары противоположно направленных по отношению к грунту акустических лучей, причем каждая пара предназначена для измерения какой-либо одной составляющей вектора скорости - продольной или поперечной. В корреляционном Г.Л. используется малонаправленное излучение вертикально вниз и прием сигналов в нескольких (2 - 4) точках на днище судна. Принцип действия корреляционного Г.Л. основан на измерении временного сдвига между реализациями отраженных от грунта сигналов, принятых в 2 точках, обеспеч. максимум функции взаимной корреляции огибающих указанных сигналов, промодулированных при отражении от неровностей и шероховатостей грунта. Г.Л. нашел наибольшее применение в составе навигационных комплексов подводных аппаратов, а также супертанкеров. Может использоваться также для определения скорости судна относительно глубинных малоподвижных звукорассеивающих слоев морской среды.