Газотурбинная энергетическая установка

Разновидность судовой энергетической установки (СЭУ), в которой в качестве главного двигателя используется газотурбинный двигатель. Широкое распространение эти установки получили в 50-х гг. XX в. на кораблях и позже на судах на подводных крыльях и судах на воздушной подушке. Первым крупным морским судном с Г.Э.У. является грузовое судно "Парижская коммуна" (СССР), построенное в 1967 г. Мощность установки составляла 9600 кВт. Г.Э.У. включает газовотурбинный двигатель (ГТД), зубчатые редукторы (или электропередачу), вспомогательные механизмы и системы. Преобразование химической энергии топлива, образование рабочего тела (газа) и превращение его тепловой энергии в механическую энергию осуществляется в ГТД, который через редуктор вращает гребной винт. Система приема воздуха состоит их шахт забора воздуха и систем очистки, которые включают специальные сепараторы и фильтры. В систему газовыпуска входят устройства для охлаждения выходящих газов. В составе Г.Э.У. может быть несколько ГТД, работающих совместно через общий редуктор на винт. Основное преимущество Г.Э.У. перед другими СЭУ - меньшие масса и габариты при большой агрегатной мощности, а также высокая маневренность и сравнительная простота устройства. В настоящее время на судах применяют, как правило, Г.Э.У. открытого цикла, в которых воздух забирается из атмосферы в ГТД и отработавший газ выходит в атмосферу. Однако с освоением ядерных газогенераторных установок возможно использовать Г.Э.У. закрытого цикла с циркуляцией рабочего тела.