Галера

Происхождение: итал. galera

Военное гребное судно, существовавшее в VII - XVIII вв. во флотах почти всех европейских стран. Г. впервые были созданы в Венеции, их прототипом послужила римская либурна. Имели длину 40 - 60 м, ширину 4 - 7,5 м, осадку до 2 м, 16 - 32 пары весел, которые достигали длины 15 м и были расположены в один ряд; скорость Г. под веслами доходила до 7 узлов. Г. строились с вытянутым острым носом, надстройкой в корме и тараном в носу, который с появлением артиллерии перестал быть главным оружием, стал делаться на уровне главной палубы и служить в качестве абордажного мостика для перехода на неприятельские суда и для растяжки парусов. С XIV в. на Г. вдоль бортов стали размещать продольные брусья для крепления уключин, на этих же брусьях помещался фальшборт. В это же время Г. снабдили пушечным вооружением (бомбардами, кулевринами, фальконетами и др.). Экипаж Г. достигал 450 человек, гребцы (по 5 - 9 человек на весло) сидели на скамьях, между которыми был продольный проход. Сначала Г. управляли с помощью 2 рулевых весел, с конца XIII в. - рулем. В качестве вспомогательного движителя на Г. использовались косые паруса, ставившиеся на 1 - 2 мачты. Гребцами на Г. служили невольники, добровольцы-бедняки и каторжники (в старину Г. называлась на Руси каторгой). В России галерный флот, включавший и малые Г. для действий в шхерах - скампавеи, был создан Петром I и просуществовал до конца XVIII в. Первые 23 русских Г. были построены в Воронеже с помощью итальянских мастеров в 1696 г. Всего при Петре I было построено 305 Г., из них 203 в Петербурге. В это время существовали так называемые конные Г. для перевозки лошадей.