Движитель судовой

Устройство для преобразования работы энергетической установки судна или внешнего источника энергии в полезную тягу, обеспечивающую его поступательное движение (преодоление сил сопротивления движению судна). Тяга Д., использующего энергию внешнего источника - ветра (ветродвижитель), создается за счет аэродинамических сил, возникающих на его элементах (корпус, ротор). Тяга Д., реализующего мощность установленной на судне энергетической установки, создается за счет реактивных сил, обусловленных отбрасыванием рабочей среды в сторону, противоположную направлению поступательного движения судна. По характеру рабочей среды эти Д. подразделяются на гидравлические (вода), воздушные (воздух) и газоводометные (газоводяная смесь). Среди гидравлических Д. различают лопастные и нелопастные. У
лопастных Д. реакция отбрасываемых масс воды воспринимается подвижными относительно судна деталями - лопастями гребного винта, крыльчатого или роторного Д. или плицами гребного колеса. Древнейшим лопастным Д. является весло, преобразующее в тягу мускульную силу человека. У нелопастных (газоводометных) Д. реакция массы воды воспринимается неподвижными деталями - каналами проточной части. Промежуточным между лопастными и нелопастными типами Д. является водометный Д., у которого реакция воды воспринимается как рабочим насосом, так и элементами проточного участка. Гидравлические Д. широко применяются на всех морских и речных судах водоизмещающего типа. Воздушные Д. используются главным образом на быстроходных судах (глиссерах, судах на воздушной подушке, экранопланах). Мерой эффективности Д. служит пропульсивный коэффициент.